25 апреля директор программы «Экономика энергетики» Российской экономической школы Виталий Казаков продолжил цикл открытых лекций РЭШ «Альтернативные финансы» с лекцией на тему «Экономика искусственного интеллекта».
Что будет делать человек, когда роботы будут заниматься всем? На протяжении тысячелетий физический труд оставался основным фактором экономического производства: и 2000, и 200 лет назад ручной труд обеспечивал выживание человека. Промышленная революция изменила место человека в экономическом процессе: став меньше использовать руки, человек стал больше вовлекать голову. А сегодня искусственные нейронные сети – новая технология принятия решений, известная как «искусственный интеллект», – предпринимают успешные попытки превзойти функциональность человеческого мозга.
Как человеку, лишившись традиционных экономических ниш, найти свое место в новой экономической цепочке – и как ему поступить с образовавшимся свободным временем?
В. Казаков отметил, что можно представить два возможных сценария будущего. Первый сценарий: человек всё равно найдет себе экономические ниши (или же создаст новые – а возможно, их создаст искусственный интеллект), а вдобавок будет заниматься наукой, искусством и прочим творчеством, которое недоступно роботам. Второй сценарий: человек – больше не часть экономической цепочки; люди в каком-то смысле повторят судьбу лошадей, без которых ранее была невозможна жизнь обществ и государств, а потом они стали не нужны.
В связи с возможной реализацией такого сценария (пусть даже не в чистом, а в неком смешанном виде) В. Казаков отметил, что он поддерживает идею безусловного базового дохода, пилотные программы по введению которого уже есть в некоторых странах. «Однако, – сказал лектор, – эти страны делают лишь полшага: мысль – правильная, но реализация – нет. Дается очень маленькая сумма на маленький период времени, но с такой суммой за такое время человек не сможет понять, в какую сторону он хотел бы переориентироваться. А это самое главное».
Если человек выпадает из цепочки, в экономике, возможно, останется только часть по-настоящему креативных людей плюс высококлассные деятели развлекательной индустрии. В связи с этим, указал лектор, придется перестроить образование так, чтобы стремиться воспитать во всех креативность. Она нужна будет еще и для того, чтобы заполнять свободное время, так как еще Джон Мейнард Кейнс говорил: возможно, истинная и постоянная проблема человека – вовсе не выживание, а то, что он будет делать со свободным временем и сможет ли вообще что-то с ним сделать.
В любом случае, подчеркнул В. Казаков, разнообразного творчества и науки в будущем будет гораздо больше.