Начинаем серию материалов о возможных карьерных треках после окончания Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ. Дмитрий Петров (BAE’21) рассказывает, кому подойдет сфера финансов, какие полезные навыки можно получить на Совбаке и о работе в Лондонском стартапе.
На Совместный бакалавриат после одного курса юридического
В 11 классе я стал победителем Всероссийской олимпиады по обществознанию. И поступил в московский вуз на юридический факультет. Во время учебы на первом курсе я много общался со знакомыми, поступившими на Совместную программу. Они рассказывали об интересных курсах, преподавателях, комьюнити. Я понимал, что Совбак вмещает в себя все то, чего я ждал от студенчества. За первый курс я разочаровался в юриспруденции и решил перепоступать на Совбак. Так как нужных олимпиад у меня не было, я подготовился, сдал ЕГЭ и был зачислен по результатам единого экзамена. Не считаю год в другом вузе потерянным, ведь в итоге я сделал правильный выбор.
Во время учебы я всегда старался выбирать курсы, чтобы развиваться в разных направлениях. Брал предметы из разных сфер с необычными названиями. Была стратегия: я познакомлюсь с направлением, а если пойму, что оно мне близко, буду глубже изучать его сам или даже выберу смежную магистратуру. С третьего курса начал брать уже все возможные финансовые дисциплины. Эта тема была мне интересна еще со школьных времен, от нее веяло какой-то романтикой: финансовые рынки, огромные сделки, миллиарды инвестиций... Сначала я брал эти курсы из интереса, затем для практической пользы: знания, полученные от экспертов рынка, могли сильнее всего помочь в работе.
Финансовый учебный трек
Во время моей учебы все предметы, касающиеся финансов, были курсами по выбору. Первый и самый базовый – Introduction to Finance, его читает Карстен Шпренгер. На нем я узнал, как устроен этот рынок, чем отличаются друг от друга акции и облигации, как работают базовые модели. Без этого курса не обойтись еще и потому, что доступ на многие другие смежные дисциплины по выбору возможен только при наличии пройденного Introduction to Finance.
Курс Управление активами от Олега Шибанова позволял глубже погрузиться в мир финансов, понять, что именно тебе там интересно. В рамках одного из домашних заданий мы писали алгоритм, который, основываясь на разных факторах, имитировал торговлю на бирже. Он показывал, сколько денег бы мы заработали, покупая или продавая акции в определенный временной промежуток.
Корпоративные финансы Сергея Степанова можно назвать курсом по изучению языка, на котором разговаривают в бизнес-мире. Знать его необходимо каждому, кто хочет работать в этой сфере.
Курс Анны Обижаевой и Павле Радичевича Актуальные вопросы современных финансовых рынков состоял из двух частей. Первая, которую читала Анна, была полностью построена на реальных кейсах. Мы изучали, как финансы связаны с жизнью, политикой: как вводимые ограничительные меры против пандемии скажутся на рынке, как причины кризиса 2008 года в США описывают республиканцы, а как – демократы. Этот курс настолько мне понравился, что в итоге я писал с Анной диплом. Вторую часть вел Павле Радисевич, специалист по корпоративной структуре компаний. Мы смотрели, как по-разному организуются корпорации и как это влияет на Cashflow, на права голосования и т.д.
Курс Финансовое моделирование, деривативы и торговые стратегии также был разбит на две части. Первую, по финансовому моделированию, читал выпускник РЭШ Петр Дорожкин (MIF’2009). Это можно назвать предметом по практическому и грамотному использованию Excel, в нем мы строили финансовые модели. А вторая часть, которую вел Вячеслав Горовой, касалась финансовой инженерии. Мы изучали, как можно оценить абсолютно любой финансовый инструмент. Курс был с уклоном в математику, практически все работы мы делали на языке Python.
О стажировках
На первом курсе я пошел на стажировку в консалтинг. Для меня это был путь наименьшего сопротивления: туда идут многие ребята из РЭШ, всегда можно в коридоре за руку поймать кого-то из них и спросить об условиях отбора, работы, затраченных ресурсах. Я узнал о программах стажировки от других студентов Школы, выяснил все подробности, оставалось только начать действовать. Сначала попробовал силы в BCG, во время второй половины первого курса пошел в McKinsey. Даже в консалтинге я старался больше заниматься проектами, так или иначе связанными с финансами. Например, однажды я занимался оценкой активов одного из российских государственных банков. По сути эти активы были фирмами-банкротами. Мне нужно было их оценить и дать рекомендации, что с ними делать дальше.
В какой-то момент один из моих коллег по McKinsey перешел в британский стартап Revolut (основатель и генеральный директор стартапа – Николай Сторонский, выпускник РЭШ (MAE’2007) – Прим. ред.) и возглавил его запуск в России. Он искал людей в команду и предложил мне попробовать. Я прошел отбор и в апреле буду отмечать трехлетие работы.
О работе в стартапе
У Revolut есть брокерская лицензия, именно эти услуги он оказывает клиентам. Я занимаюсь разработкой платформы, которая позволяет другим людям инвестировать в финансовые инструменты: в акции, в криптовалюту, в commodities. Круг моих задач меняется постоянно. Во многом именно поэтому я хотел попасть в стартап, а не в какое-то более институциональное место. Приоритеты у компании остаются теми же, но периодически появляются новые проекты, приходит пора что-то чинить. В какой-то момент мне предложили перебраться в Лондон работать в головном офисе Revolut, и я с радостью принял это предложение.
Благодаря пройденным финансовым курсам я понимаю, как устроен этот рынок, что с чем связано, как на разные новости реагирует рынок. Без такого бэкграунда заниматься разработкой продукта в этой индустрии было бы гораздо сложнее.
О силе мышления и финансовом клубе
В моей деятельности очень помогает образование, полученное на Совместной программе. Для работы в стартапе нужно постоянно что-то придумывать и что-то анализировать. Придумывать – потому что продукт новый, рамок нет, нужно постоянно изобретать новые способы завоевания рынка. А анализировать – потому что нерационально брать новые идеи с потолка, нужно ставить гипотезы и доказывать их математически. На Совбаке развивают оба типа мышления.
Еще одно полезное преимущество – развитая в РЭШ внеучебная деятельность. Я до сих пор состою в финансовом клубе NES Banking & Finance Society, несмотря на то, что уже больше года живу в другой стране. Когда был в Москве – помогал организовывать встречи с людьми из индустрии. Это такие знакомства, которые ты вряд ли сможешь завести где-то еще. Также одно из ярких воспоминаний – поездка в финансовый клуб Роттердамского университета. NES BFS является частью международной организации таких клубов. Мы ездили в Нидерланды, затем студенты из Роттердама сами приезжали к нам в гости. Возможность увидеть изнутри студенческую жизнь в другой стране и обменяться взглядами на финансы с молодежью из Европы – это одна из множества ценностей Совбака.
Сейчас я помогаю клубу дистанционно: в основном общаюсь со студентами из финансовых клубов университетов из других стран. К сожалению, из-за пандемии возможности очных встреч ограничены, зато люди стали более толерантно относиться к онлайн-мероприятиям. А в них я рад участвовать даже из другой страны.
Финансы – это для кого?
Финансы – очень широкая область. Они сочетают в себе все, начиная от безумно сложной математики, которую используют для оценки финансовых инструментов, заканчивая поведенческой психологией, экономикой. Пересечение разных направлений дает очень интересную индустрию, в которой нравится работать.
Здесь так много возможных позиций и ролей, что найти для себя работу по душе сможет каждый. Для большинства задач нужно сильное техническое, аналитическое мышление, понимание математики. Но это не то, без чего в финансах не обойтись. На мой взгляд, главное – гореть этим делом, любить финансы, рынки, с интересом следить за тем, что там происходит и пытаться понять почему. Если такие задатки есть, то это уже первый шаг к успеху.
Если говорить о личностных качествах, сложно выделить те, что пригодятся только в финансах. Есть базовый сет, который будет полезен в любой индустрии. Считаю, что это пытливость, отсутствие страха или смущения перед сложными задачами, готовность браться за что-то новое и непонятное. Все эти качества можно развить на Совместном бакалавриате. Здесь ты учишься разбивать сложные задачи на задачи попроще, ныряешь с головой в абсолютно новые для себя сферы науки. Сначала с опаской, а потом это входит в привычку – не бояться браться за что-то для себя незнакомое.