Получать степень PhD стоит, если вы хотите заниматься исследованиями на самом высоком уровне. Причем вы можете заниматься ими, работая как в университетах, так и в исследовательских отделах государственных органов (например, в Центральных банках) и международных организаций (Всемирный банк, МВФ). Кроме того, в последние годы активно растет спрос на исследования в частных компаниях, выпускников программ PhD нанимают такие технологические гиганты, как Amazon, Microsoft и Google.
Плюсы и минусы работы профессора
+ Работа профессора имеет свои преимущества – она творческая. Вы делаете то, что вы хотите, у вас нет начальника, который мог бы отдавать вам приказы, у вас более или менее свободный рабочий график, при этом ваша работа неплохо оплачивается. В среднем зарплата профессора экономики в США составляет 130 тыс. долларов в год, в топ-университетах от 155 тыс. долларов, а зарплата профессора финансов в бизнес-школах США еще примерно в 1,5-2 раза выше. После 6-7 лет вы можете получить постоянную профессорскую позицию (tenure).
– На этой работе требуется большая самодисциплина: вас никто не гонит, но при этом, если вы ничего не сделаете – вы рискуете потерять свою позицию, и в дальнейшем работу найти будет сложно. Для того, чтобы работать в академии, надо иметь большой запас внутренней мотивации и самоорганизации.
Академия – это очень конкурентная среда. Достигая результатов и много работая, в условиях жесткой конкуренции профессорам иногда приходится довольно долго бороться за постоянную профессорскую позицию.
Что нужно для поступления на PhD
Для подачи пакета документов в университет (при условии подачи в 2-3 вуза одновременно) нужно в среднем от 750 до 850 долларов.*
Затраты на поступление делятся на:
1) Регистрационный взнос (application fee) в университет, его размер зависит от учебного заведения, но в среднем от 80 до 125 долларов за один взнос.
2) Сдачу международных тестов. В среднем за два теста – около 470 долларов.
*Финансовую поддержку студентам РЭШ, поступающим на PhD-программы, может оказать созданный выпускником Школы Ильей Стребулаевым (MAE'1999) Фонд Анны Дворниковой и Ильи Стребулаева.
В пакет входит:
1. Три рекомендательных письма от профессоров
Это самое главное для поступления. Получить такие письма не так просто. Письмо должно быть длинное и подробное, профессор должен досконально описать, почему считает, что вы подаете надежды и можете выйти на перспективное исследование.
Очень важно, чтобы в письме профессор мог указать ваши конкретные достижения, которые свидетельствуют о том, что вы можете успешно заниматься исследователями. Самым четким сигналом является уже написанная исследовательская работа. Обычно, это первый драфт дипломной работы. Если к моменту написания рекомендательных писем в ноябре-декабре у вас нет такого драфта, то это существенно снижает шансы получить хорошие рекомендательные письма.
Другим примером такой работы может быть term paper по тем курсам, в которых требуется написание такой работы.
Еще один пример конкретных достижений – хорошая работа в качестве ассистента профессора (research assistant – RA). Если профессор останется доволен вашей работой, это поможет получить сильное письмо.
Если вы собираетесь на PhD, надо задуматься о том, у кого вы будете брать письма. Прежде всего, вам надо выбрать научного руководителя. Например, если вы попали к хорошему руководителю, который сам занимается исследованиями на высоком уровне, то это дает основания полагать, что у вас получится хорошее исследование, о котором можно написать в письме. Кроме того, это увеличивает вероятность, что вашего рекомендодателя будут знать члены приемной комиссии, и к письму отнесутся гораздо серьезней.
Профессора, у которых за плечами есть опыт выпуска других студентов, имеют некоторое преимущество: они могут дать сравнение и точнее оценить ваши способности. Самые убедительные письма это те, в котором профессор может сказать, что по потенциалу вы сравнимы с условными Ивановой и Петровым, которые поступили в Гарвард и Стэнфорд в прошлые годы.
Помните, что в письме описываются ваш потенциал как исследователя, а не ваши успехи в сдачи курсов – они уже есть в транскрипте. Поэтому лучше просить письма у профессоров, с которыми у вас была возможность обсуждать исследования, а не просто у тех, по чьему курсу у вас хорошая оценка.
Подумайте, с кем бы вы хотели работать, заранее. Для того, чтобы поехать учиться на PhD с сентября 2020 года, надо подавать документы в ноябре 2019 года.
2. Тесты
- Тест GRE General. В этом тесте – школьная математика, по нему надо получить максимум баллов, если их не получить – это серьезно ослабляет ваш пакет.
- Тест TOEFL или IELTS – на знание английского. В этом тесте тоже ограничения по минимальному количеству баллов, но оно устанавливается каждым университетом отдельно.
Эти тесты могут испортить пакет, а особенно улучшить не смогут. К тестам лучше хорошо готовиться, не стоит сдавать их без подготовки.
3. Транскрипты с оценками
Средний балл играет важную, но не определяющую роль. Если у вас по направлению, по которому вы собираетесь работать – вдруг тройка, то могут возникнуть вопросы. Но в целом не очень важно, сколько у вас пятерок или четверок. Главное – письма.
4. Writing sample
Это не обязательная, но очень полезная часть пакета. Если вы можете показать приемной комиссии пример написанной вами исследовательской работы – это очень сильный сигнал вашего исследовательского потенциала. Обычно в качестве writing sample посылается первый драфт вашей дипломной работы. Никто не ожидает, что это будет уже красиво написанная серьезная статья, но в ней уже должны быть какие-то первые результаты, и она должна иметь структуру настоящей статьи.
Мы также спросили трех студентов РЭШ о том, почему они рассматривают для себя академическую карьеру.
Евгений Иванов, студент программы «Магистр экономики» РЭШ, выпускник экономического факультета МГУ (диплом с отличием):
«Мне интересна эта карьера, потому что мне нравится проводить исследования, и это свобода в выборе того, чем и как ты хочешь заниматься в экономике. Можно свободно выбирать темы исследований, и нет особых рамок, то есть это творческая вещь. Пока в планах у меня – изучение теории роста».
Александр Полищук, студент Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ:
«Я еще не до конца принял решение о том, буду ли я строить академическую карьеру, но проведение исследований мне интересно. Меня привлекает не чистая экономика, а прикладная, что-то связанное с анализом данных для внедрения в какие-то реальные проекты, например, для маркетинговых исследований. Еще мне интересен стык экономики и урбанистики и поведенческая экономика».
Алтана Давыдова, студентка программы «Магистр экономики» РЭШ, выпускница экономического факультета МГУ:
«Академическая карьера мне нравится больше стилем жизни: ты можешь писать и придумывать что-то свое. Нравится исследовать, искать закономерности, много читать и заниматься аналитической работой. Не надо делать что-то в супесжатые сроки, несмотря на то, что в академической среде очень сильная конкуренция. Мне много чего нравится: международная экономика, экономическая история и экономическое развитие. Из последнего также – взаимодействия людей, изучение неравенства и бедности».