• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анна Володина: «Мое хобби - программа MiF»


Студентка 1-го курса программы «Мастер финансов» (MiF) Анна Володина работает в финансовой сфере и строит карьеру в риск-менеджменте. В интервью для сайта РЭШ Анна рассказывает о том, какие профессиональные задачи помогает ей решать обучение на MiF и как ей удается встраивать учебу в рабочий график.

База в финансах

Я уже 15 лет работаю в финансовой сфере в области риск-менеджмента. Студенткой 2-го курса я пришла на работу в GE Money Bank. Начинала как кредитный эксперт, потом поработала в операционном бэк-офисе и дальше в том же банке перешла в операционные риски. В то время, в середине 2000-х гг., в операционные риски брали людей без специального бэкграунда. Было достаточно разбираться в банковских продуктах, уметь анализировать причинно-следственные связи и быть готовым учиться международным практикам – таким кандидатом я и оказалась.

Несколько лет назад я стала задумываться о том, чтобы получить серьезное образование в области финансов. Мое первое образование мне тоже пригодилось: на факультете журналистики МГУ, который я окончила, было много интересных общеобразовательных предметов, которые помогли мне научиться структурно мыслить, что в анализе рисков очень полезно. Годы практики позволили развить необходимые в моей области знания и навыки. Теперь же хотелось получить качественные современные знания, которые помогут лучше разбираться в разных областях финансовой отрасли, в которой я работаю.

Кроме того, есть и долгосрочная цель. Мне хотелось бы детально разобраться в риск-менеджменте и смежных областях, чтобы в будущем, по возможности, реализовать свой потенциал, занимаясь управлением рисками на руководящих должностях. Так как управление рисками – это одна из сложнейших и важнейших задач, без серьезной базы здесь не обойтись.

Получить такую базу на краткосрочных курсах невозможно, поэтому я рассматривала несколько вариантов продолжительного обучения, в том числе получение второго высшего образования в России и западные MBA-программы. Везде были свои плюсы и минусы. В очередной раз проанализировав разные сценарии, я поняла, что западный MBA мне не подходит из-за онлайн-формата, который в пандемию является единственно возможным: мне хотелось очного образования. В итоге остановилась на двухгодичной программе «Мастер финансов» в Российской экономической школе.

Подготовка без лишнего стресса 

Сначала я побывала на дне открытых дверей в РЭШ и посмотрела несколько трансляций. Мне очень понравилось, как рассказывала о программе MiF ее директор Анна Обижаева, запомнились выступления выпускников. Подготовка к поступлению заняла у меня около полугода от момента принятия решения зимой до сдачи экзаменов летом. Было решено поступать в РЭШ по международным экзаменам GMAT и IELTS. На поступление, конечно, лучше закладывать больше времени. Но даже тем, кто, как я, принимает решение о поступлении за полгода, подготовиться за такой срок вполне реально.

IELTS я сдала легко, так как много использую английский язык в работе, а для подготовки к GMAT воспользовалась услугами репетитора. На работе у меня управленческая позиция, поэтому я почти не занимаюсь расчетами: у меня много коммуникационных и стратегических задач. Но мое преимущество было в том, что работа с цифрами мне действительно нравится. Когда я стала штудировать учебники, не было ощущения, что я делаю это по принуждению, мне нравился процесс подготовки.

В итоге я довольно успешно сдала и GMAT, и IELTS с первой попытки. Более того, благодаря своим баллам оказалась в общем рейтинге студентов на достаточно высокой позиции, что позволило мне получить грант от РЭШ на оплату 50% стоимости обучения. Дополнительное участие в моем образовании принял работодатель. На мой взгляд, цена обучения на программе вполне адекватная, она обоснована и качеством материала, и уровнем преподавателей. Уверена, что за знания, которые будут полезны на протяжении всей жизни, однозначно есть смысл платить.

Эффект от учебы 

Во время учебы на первых двух модулях мне казалось, что я не справляюсь, что у меня не получится сдать экзамен, что я ничего не запоминаю. Я не успевала «запроцессить» поступающую информацию, а нам уже давали новый материал. Иногда ощущался и недостаток конкретных знаний: например, некоторые задания надо выполнять на Python, а я никогда раньше с ним не сталкивалась. Но постепенно это ощущение неуверенности стало уходить. Профессора всегда готовы ответить на твои вопросы, а с техническими инструментами помогают разобраться их ассистенты. Делать задания они за тебя не будут, но всегда помогут: то есть рыбу ты не получишь, но удочку тебе дадут.

По прошествии времени общая идея нашего обучения видится мне так. На первом модуле мы, вероятно, уже узнали многое из того, что будем изучать в течение двух лет. Если сравнить содержание программы с горной породой, которая состоит из разных слоев, то первый модуль – это ее первый слой. А дальше, на следующих курсах, мы будем углубляться в разные слои, постоянно возвращаясь к фундаменту, который уже освоили. И если раньше мне казалось, что информации очень много и мне сложно ее осмыслить, то теперь, по мере движения вперед, материал 2-3-месячной давности уже не кажется таким трудным. С таким подходом к обучению я раньше не сталкивалась.

Мой профессиональный опыт очень помогает в обучении. Многие понятия, которые мы изучаем, мне уже известны, более того, я знаю, как они работают на практике. Например, на курсе по корпоративным финансам нам на конкретных примерах рассказывают про реальные опционы при оценке инвестиционных проектов. И поскольку в своей работе я уже имела дело с аналогичными кейсами, то теперь могу этот материал «приложить» к своей практике и понять, можем ли мы его применить. Уже сейчас, после нескольких месяцев обучения на программе, я стараюсь обсуждать перспективы внедрения этих методик со своими коллегами.

Эффект от учебы на программе проявляется и в том, что в своей профессиональной практике я стала лучше понимать, почему здесь что-то работает так, а не иначе, на какие параметры можно повлиять, а какие из них находятся вне зоны нашего влияния. Также я начала более эффективно выстраивать диалог с коллегами – мне кажется, они тоже стали это ощущать. Таким образом, я соединяю и свой бэкграунд, и новые знания, полученные на программе.

План будущего

Мне интересны финансовый сектор и риск-менеджмент, поэтому пока я не планирую переходить в другие профессиональные сферы. Но параллельно мне бы хотелось развиваться в смежных с финансами областях – и горизонтально, и вертикально. Среди новых направлений меня интересует тема ESG – управления зелеными рисками. Мне хотелось бы разобраться в фактической стороне этого вопроса, не поддаваясь на хайп и набирающий популярность гринвошинг. Полагаю, что эта тема будет серьезно влиять и на наши жизни в целом, и на финансовые рынки в частности, в том числе на поведение инвесторов, эмитентов и регуляторов.

Финансы, во-первых, привлекают меня тем, что они пронизывают всю жизнь, а их понимание меняет взгляд на окружающую действительность. А во-вторых, я использую свои знания и в личной жизни. Мы давно ведем бюджет семьи: в нем прописаны наши финансовые цели, ожидания по доходам и расходам, объем инвестиций. В конце года подводим итоги: что из запланированного удалось достичь, а что – нет, какой вклад в какие активности мы вносили, на что стоит обратить внимание в будущем. Цифры помогают перейти от эмоций к фактам. По мере учебы приходят новые идеи, как лучше распоряжаться личными финансами.

Продолжение образования дает возможность получить новые знания. Даже если у вас уже есть образование в области экономики и финансов – а среди участников нашей программы есть такие студенты – РЭШ дает качественно новый уровень. Финансы быстро меняются и развиваются – быть в курсе этих изменений очень здорово. Кроме того, обучение дает мне возможность развить навыки по управлению временем и приоритетами, потому что к работе добавляется еще одна активность, которую нужно встраивать в жизнь.

Я очень приветствую существование в России таких программ, как MiF, обучение на которых можно совмещать с работой и при этом получать новые качественные знания, которые однозначно дадут добавленную стоимость. Я прекрасно понимаю, что диплом РЭШ и программы MiF будет высоко цениться в индустрии и поможет не остаться незамеченным среди конкурентов.

Встроить образование в жизнь

У меня достаточно загруженный рабочий график – об учебе в рабочее время не может быть и речи. Для того чтобы полностью посвятить вечернее время занятиям, мне пришлось более эффективно организовать свою работу: я стараюсь все важные рабочие дела сделать до вечера, сокращаю совещания, часть задач делегирую коллегам. И очень благодарна им за поддержку. Сначала я планировала, что на учебу у меня будет уходить примерно 20-30 часов в неделю, но по факту получается больше. Знаю, что можно двигаться медленнее и распределить обучение на три года вместо двух, но этот вариант мне не подходит. Мне хочется взять тот максимум, который могу, чтобы скорее использовать полученные знания.

Для совмещения работы и учебы нужна четкая мотивация. Меня вдохновляет то, что мне действительно интересно учиться: изучать те кейсы, которые нам предлагают, делать домашние задания. Я стараюсь выполнять их качественно, а не для галочки. Вместо привычного work-life balance стараюсь думать о work-future-life balance. В понятие этой компоненты будущего я вкладываю как раз свое образование, на которое уходит много времени. Сегодня я немного жалею, что не пошла учиться раньше, пока у меня не было семьи и двух детей. Они, разумеется, сейчас немного страдают от того, что мама постоянно на работе или учебе.

Для соблюдения баланса работы и отдыха стараюсь кардинально менять вид деятельности и получать новые впечатления. Я люблю активные путешествия и активный отдых. Этой зимой мы всей семьей ездили в Подмосковье кататься на лыжах. Это было потрясающе: во время катания ты совсем не можешь думать ни о работе, ни об учебе, твои мысли заняты совсем другим. На какие-то постоянные хобби у меня пока не так много времени. Мое основное увлечение сейчас – это программа MiF.

Подробнее о программе РЭШ «Мастер финансов» здесь

Вт, 8 февраля 2022
Mini-MIF, MiF
1403 человек прочитали эту новость, 9 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?