Владимир Гусев (МАЕ'2012) приехал в Москву из Саратова, окончил МФТИ, затем магистратуру РЭШ по программе «Магистр экономики», работал в McKinsey, затем в различных технологических компаниях, работал операционным директором в Delivery Club, но в начале 2020 года покинул эту компанию, чтобы заняться развитием собственных проектов.
– Расскажи, пожалуйста, коротко о своем карьерном пути после окончания РЭШ.
– В конце второго года магистратуры я устроился в Enel – это итальянская электроэнергетическая компания. Там я работал проектным менеджером. Через полгода мне предложили работу в McKinsey, где я задержался чуть больше двух лет. По большей части в этой компании я занимался операционными и стратегическими проектами.
Дальше был Uber: запуски сервиса в новых городах России и последующая оптимизация роста. В зону моей ответственности входило практически все: от ценообразования и стратегии выхода на рынок до управления операционными метриками. Когда стало немного скучно в России, я съездил на три месяца в Амстердам, где помогал координировать стратегию для рынков Европы, Ближнего Востока и Африки.
Вскоре после сделки Uber с Яндекс.Такси меня позвали в BlaBlaCar запускать новый продукт – BlaBlaBus (оцифровка рынка автобусных перевозок в России). После этого я работал операционным директором в Delivery Club, где занимался увеличением скорости доставки, повышением эффективности логистики, работы с ресторанами и поддержки клиентов сервиса.
– Почему ты предпочитаешь большие компании?
– Вообще, когда я пришел в Uber Россия, это была маленькая компания. Кажется, я был седьмым сотрудником (смеется). Я понимал, что за этой компанией стоит технология и у нее есть большие перспективы. Была возможность развиваться быстро.
Так и вышло: за три года российское подразделение Uber превратилось в компанию, которую при сделке с Яндексом оценили в полтора миллиарда долларов. При этом наши процессы и организационная структура никогда не успевали за скоростью роста бизнеса, что, конечно, было бы невозможно без глобального бренда и финансирования роста. Приходилось вместе с командой бежать и строить процессы на лету, совершая много ошибок.
Мне очень помогали культура Uber и внутренняя база знаний, которая создавалась сотрудниками по всему миру. Крупные компании дают возможность воспользоваться опытом, полученным на других рынках, применять готовую инфраструктуру, а не создавать все с нуля. Главное – чтобы было желание созваниваться ночью с Бразилией/Сан-Франциско или утром с Китаем, искать нужных тебе специалистов там.
– Как ты думаешь, когда пора уходить из проекта или компании?
– Мне кажется, что нужно приходить в растущую область, где тебе интересно, и расти вместе с ней. Оставаться, пока понимаешь, что можно многому научиться. Когда интерес уходит, надо менять компанию или сферу.
– Ты два года проработал в McKinsey. Почему не остался в консалтинге?
– Уйти я решил после одного проекта, в котором мы делали, по моему мнению, неправильные вещи. У партнера была устная договоренность с топ-менеджером компании, что нужно сокращать людей в моногороде. Я искренне считал, что это не главная проблема и нужно больше инвестировать в изменение операций. Но это направление поручили другим ребятам. Получив этот опыт, я понял, что больше не хочу его повторять.
– А почему не начал свое дело?
– Этот вопрос я сам себе задаю и думаю, что перестану задавать только когда что-то сделаю. В целом я человек с низким принятием риска.
– Как учеба в РЭШ помогает в карьере?
– Особенно сильно РЭШ помогает тем, кто хочет быть конкурентным на международном рынке труда. Остальные российские вузы (кроме, возможно, ВШЭ) не такие современные. РЭШ открывает глаза на мир за счет конференций, открытых семинаров, профессоров, получавших PhD в Америке или Европе.
Бесценно в этом смысле само сообщество Школы. Благодаря ему студент может гораздо быстрее понять, что ему интересно, определиться с целями и эффективно их достичь. Когда забываются модели, кругозор остается – хотя на базовом уровне знания, полученные в РЭШ, тоже полезны. Как и с любым хорошим образованием, ты получаешь знания и необходимый инструментарий, а также опыт интенсивной учебы, которых достаточно, чтобы достойно представлять свою альма-матер.
– Что ты можешь порекомендовать нынешним студентам РЭШ, которые хотят работать в больших компаниях?
– Я советую сначала пообщаться с как можно большим количеством выпускников, которые подробно расскажут о своей практике, о сложностях, о том, что их мотивировало. Невозможно самостоятельно перепробовать все доступные интересные опции, поэтому лучше обратиться к опыту других и, проанализировав его, сделать выводы и тогда уже попробовать на себе.
Надо общаться с представителями компаний, когда они сами приходят с выступлениями в РЭШ. Правда, тогда у них есть стимулы показать свою фирму в лучшем свете. Более правдивую информацию можно получить в неформальной обстановке, когда у человека есть время и желание рассказать о своей работе.
– К кому из сообщества РЭШ обращался ты сам? Кто из них больше всего повлиял на тебя и как?
– Это очень длинный список, и, к сожалению, всех людей я не смогу перечислить – их очень много.
Я благодарен Егору Чистякову (МАЕ’2006, основатель IQnergy), моему менеджеру в Enel. Его уверенная манера общения, скорость принятия решений очень повлияли на меня. На его примере я увидел, что значит профессионально и упорно работать.
Также на меня повлиял Дима Гаранин (MAE’2003). Мы работали вместе на проектах McKinsey. Мне очень нравилось смотреть, как Дима старался докопаться до сути вещей, всегда работал на результат и делал то, во что действительно верил.
Кроме этого, мне помогал Володя Многолетний (МАЕ’2006, основатель Genesis). Несколько раз я обращался к нему за важными советами. Он очень сильный лидер, предприниматель, который готов делиться своим опытом. Кстати, Володя ведет свой блог на Medium – я с удовольствием его читаю. Уверен, когда он покорит еще несколько бизнес-вершин, он напишет бестселлер по менеджменту.
Оля Коцур (MAE'2009) последовательно вдохновила меня сначала на работу в консалтинге, а затем на уход в стартап. А Дима Зубанов (MAE’2010) очень помог с подготовкой к консалтингу, да и вообще часто дает советы и рекомендации. Забавно, что мне довелось поработать с ним на одном проекте под Воронежем и съездить вместе на тренинг в Париж.
Студенты РЭШ имеют возможность как нигде ощутить свою принадлежность к мировому сообществу. Они чувствуют, что могут быть успешны в любой стране, дальше нужно только выбрать, где именно они хотят развиваться. Это доказывают примеры многих ребят с моего и других курсов, разъехавшихся по всему миру.
– Какие навыки тебе помогают, а чего, возможно, не хватает?
– Я убежден, что нужно развивать свои сильные стороны, а не подтягивать слабые. Работодатель ценит вас за то, что вы умеете делать лучше других. Напротив, задачи, в которых проявятся слабые навыки, нужно стараться делегировать. Чем раньше вы поймете, за что вас ценят, тем быстрее разовьете эти качества и станете еще более востребованы.
Важно понимать, что то, что я описал, это все же идеальная картинка, поскольку не любой коллектив и не любой менеджер примут ваш отказ подтягивать свои слабые стороны. Тем не менее, если наладить правильную коммуникацию и показывать отличные результаты в бизнесе, то все должно получиться.
– В таком случае, какие собственные три качества ты хотел бы подтянуть?
– Во-первых, навык переговоров – универсальное умение, которое важно всем и всегда, если есть желание или необходимость общаться с людьми. Во-вторых, стратегическое планирование – способность вылезти из рутины и подумать, что бы такое большое и важное ты мог сделать. Когда мне удавалось уйти от операционных задач и подумать более масштабно, это приносило огромные результаты. В-третьих, это привычка не сдаваться. Человек, который никогда не отступает, добивается колоссальных результатов.
– Какие знания и прикладные навыки востребованы в таких компаниях, как Delivery Club и Uber?
– Я бы сказал, что есть три категории: знания, навыки и отношение к делу. Я думаю, что последнее – самое важное. Это когда ты понимаешь, что, несмотря ни на что, несешь ответственность за конечный результат. Это не всегда просто, но чем больше человек готов брать на себя, тем выше его результаты по сравнению с людьми, которые просто выполняют отведенную им роль.
Если компания поощряет ответственных людей, то, скорее всего, работники испытывают больше удовольствия от работы. Они быстрее продвигаются по карьерной лестнице и добиваются существенных результатов. С другой стороны, принятие ответственности означает больше стресса, нервов и переживаний. И, скорее всего, их будет все больше на каждом следующем этапе вашей карьеры, поскольку вы просто не сможете работать там, где нет потенциала развития.
Если говорить о практических навыках, то, во-первых, нужно знать, как работают цифры. Это включает в себя понимание устройства моделей, сложных систем и метрик, способность их анализировать. Во-вторых, надо уметь правильно эти метрики подавать и использовать, поскольку без правильной интерпретации эти данные бесполезны. Цифры ради цифр неинтересны, всегда хочется понимать их практическое значение. Кроме того, еще раз упомяну навык переговоров, хотя бы базовый. И чем выше человек будет расти, тем больше будет потребность в этом умении. Также необходимо подтягивать навыки менеджмента людей. Это касается в первую очередь самоорганизации, поскольку постепенно вы будет получать все менее конкретные задачи. И способы достижения тех или иных целей будут все больше зависеть от самого человека.
– Как ты формируешь команду и организуешь работу?
– Приглашая человека в команду, ты должен смотреть, насколько хорошо он сможет решать поставленные задачи. Даже если кандидат хорош в целом, это не гарантирует, что он сможет работать с большой отдачей там, где нужно. Будет полезно узнать отзывы его начальников или коллег с прошлых мест работы. Такой информацией не всегда хотят делиться, но без этого можно совершить большую ошибку. Я стараюсь звонить бывшим руководителям и коллегам, это помогает отсеивать многих кандидатов, которых иначе я бы взял, и с большой степенью вероятности это привело бы к потерям для компании.
Подход к организации работы команды очень сильно зависит от людей. Обычно сначала надо поработать вместе достаточно плотно, чтобы научиться говорить на одном языке. Потом, как правило, достаточно поставить общие цели и соприкасаться только по ключевым проектам.
– Можешь порекомендовать книгу и фильм (или сериал)?
Советую книгу по менеджменту «The Hard Thing About Hard Things» Бена Хоровица, а последний запомнившийся сериал – это «Миллиарды».
Интервью взял Александр Полищук (ВАЕ’2020)