Ты закончила МГУ по направлению «Экономика». Почему ты решила продолжить образование в данном направлении?
На четвертом курсе я решила пойти работать: хотелось понять, каково это – работать в индустрии и насколько мне интересно развиваться в данном направлении. Примерно через год и поняла, что с какого-то момента проекты становятся типовыми, и ты не узнаешь ничего нового. При этом мне хотелось развиваться дальше, а экономика нравилась мне как наука, так что я решила продолжить учиться и попробовать себя в академической карьере.
Почему ты выбрала именно программу «Магистр экономики» (МАЕ) РЭШ?
В МГУ я уже училась, и мне хотелось попробовать что-то новое. О РЭШ у всех были хорошие отзывы, и это лучшая магистратура в России по экономике. Что касается выбора программы, когда я поступала, другие направления были совсем новыми. О МАЕ мне было известно давно, и я не хотела экспериментировать. Я знала, что после МАЕ люди поступают на PhD, что там сильные студенты и профессора. Я просто была уверена в программе и выбрала ее.
Чем отличалось обучение в магистратуре РЭШ от твоего бакалавриата?
В РЭШ более интенсивная нагрузка: у нас было пять модулей в год, а не два семестра. То есть экзамены чаще, а объем информации, который мы изучали за один модуль, соответствовал семестру в МГУ. Кроме того, в МГУ на последних годах обучения у нас было много групповой работы, а в РЭШ на первом курсе это не очень приветствуется. Работа в группах была только на втором курсе и то в гораздо меньшем объеме: учебный процесс, в основном, подразумевает индивидуальную работу.
Мне кажется также, что в РЭШ гораздо более близкое общение между профессорами и студентами, потому что курс гораздо меньше. Если в МГУ у нас был поток из 300 человек, то на нашей программе в РЭШ было всего 50 студентов, и то наш курс считался довольно большим.
Кроме того, из-за того, что нагрузка гораздо более интенсивная, ты ближе узнаешь своих однокурсников: иногда вы вместе проводите в кампусе по 12 часов в сутки. Однажды у нас была довольно тяжелая сессия с пятью экзаменами, которые шли почти каждый день подряд. Последний из них был домашний экзамен (Прим.: пишется 24 часа самостоятельно, потом сдается результат) в воскресенье. Было уже 6 утра, а дедлайн как раз был в 6-7. Мы сдаем работы и понимаем, что начинается следующий модуль и нужно еще поспать, а завтра снова идти на пары. И это были 24 минуты каникул, которые я никогда не забуду. Мы часто встречали рассветы, выходили гулять рядом с кампусом в 5-6 утра во время сессий.
За два года обучения я очень полюбила своих однокурсников и благодарна РЭШ за то, что мне повезло учиться с такими удивительными ребятами. Я считаю, что люди, которые тебя окружают в РЭШ – это одно из основных преимуществ программы.
Общаешься сейчас с однокурсниками?
Да, и из МГУ, и из РЭШ, но из РЭШ больше. В условиях коронавируса сложно встречаться, но мы часто созваниваемся по Zoom или по телефону.
Учеба в РЭШ как-то повлияла на твое желание заниматься наукой?
Желание заниматься наукой возникло у меня еще во время обучения в бакалавриате, и именно поэтому я пошла в магистратуру. Однако до поступления в РЭШ для меня было абсолютно непонятным, как люди занимаются экономикой как наукой, потому что в МГУ этому не уделяли много внимания. В РЭШ мне удалось поработать как RA (Прим.: Research Assistant, помощник профессора при проведении исследований), так и TA (Прим.: Teaching Assistant, помощник профессора при проведении занятий, проводит семинары, проверяет работы) и понять, как устроена научная сфера изнутри. РЭШ помогла мне убедиться в том, что академическая карьера – это именно то, чем я хочу заниматься.
Почему ты решила работать TA? Как опыт работы TA помог тебе определиться с желанием идти в науку?
Я решила попробовать работать TA, потому что я довольно закрытый человек, и мне тяжело общаться с большим количеством людей, а это было поводом пересилить свой страх: ты стоишь перед аудиторией и что-то рассказываешь в течение полутора часов. И надо сделать так, чтобы людям было понятно и интересно то, что ты рассказываешь, чтобы это помогло им сдать экзамены и полюбить этот предмет. Это была прекрасная возможность посмотреть на весь процесс с другой стороны, понять, подходит мне это или нет, потому что академическая карьера предполагает преподавание.
Кроме того, когда ты преподаешь предмет, ты начинаешь абсолютно по-другому в нем разбираться. Теперь я знаю, когда мне дают какие-то задания, как именно надо к ним подходить, как именно следует читать статьи, решать домашние задания. Потому что когда тебе надо объяснить тему, ты понимаешь ее на совершенно другом уровне.
Ты поступила в London School of Economics по направлению «Финансы». Насколько сложным был процесс поступления, с какими трудностями тебе пришлось столкнуться?
Мне было легче, чем остальным, потому что я отложила процедуру поступления на год, у меня было больше свободного времени, мне было проще собирать рекомендации. Однако я задумывалась о поступлении на втором году обучения, поэтому какие-то экзамены у меня уже были сданы. Одной из трудных вещей было заполнение анкет для поступающих: если первую ты заполняешь с энтузиазмом, то на десятой ты понимаешь, насколько это утомительно. Они просто огромные!
Но самым сложным было, наверное, интервью, когда с тобой хотят пообщаться профессора. На направлении «Экономика» его обычно нет, но когда ты подаешь документы на «Финансы», «Маркетинг» или в бизнес-школу, с тобой проводят интервью профессора. Это было трудно, потому что за полчаса нужно рассказать, чем именно ты хочешь заниматься. При этом ты должен убедиться, что тебе интересна эта программа, а профессора должны понять, подходишь ли ты им.
Насколько обучение в РЭШ помогло тебе улучшить английский язык?
Я всю жизнь учила немецкий, поэтому до прихода в РЭШ у меня был слабый английский язык. Обучение на английском языке, чтение литературы, постоянное общение на английском помогли мне улучшить знания языка. Сейчас я спокойно смотрю фильмы и читаю литературу в оригинале. Возможно, остались какие-то проблемы с устными навыками, но я не испытываю проблем с пониманием и письменной коммуникацией.
Почему ты выбрала именно LSE? На какие критерии ты обращала внимание при выборе университета?
Выбор был сложный, потому что мне интересны как финансы, так и экономика, и сравнивать их между собой довольно сложно. Мне интересны два несвязанных между собой направления: «Health» (Прим.: экономика «здоровья», здравоохранения) и корпоративные финансы. В основном, я выбирала между PhD по экономике в Брауне в Америке, где сильные направления «Health» и «Economic growth» (Прим.: экономический рост), макроэкономика, и PhD по финансам в LSE. Я выбрала LSE из-за географических предпочтений.
Почему тебе интересны именно эти направления?
Что касается «Health», мне с детства интересна медицина, и я думала когда-то поступать на врача. Когда я поступала в бакалавриат, у меня был выбор между географом, врачом и экономистом. «Health» – это та область, где можно совмещать сферы моих интересов, и это одна из тех областей, где ты приносишь пользу обществу. А финансы – не знаю, хорошего объяснения нет.
Есть ли у тебя какие-нибудь ожидания относительно учебы в LSE?
Мне бы хотелось, чтобы там был соблюден баланс между учебой и исследовательской работой. Надеюсь, что смогу влиться в сложившееся там студенческое и научное сообщество.
Расскажи подробнее о своих проектах и исследованиях. Над чем ты сейчас работаешь? О чем была твоя дипломная работа?
Мои проекты были, в основном, по макроэкономике и здоровью. На одном из проектов с профессором РЭШ Хосни Зоаби мы анализировали, как характеристики работы влияют на продолжительность жизни и выход на пенсию, будет ли одна и та же характеристика по-разному влиять на женщин и мужчин. Еще я работала с профессором РЭШ Евгением Яковлевым над проектами по СПИДу и по влиянию кризисов на продолжительность жизни пенсионеров.
Моя дипломная работа была о том, как смерть директоров с различным опытом работы в индустрии влияет на стоимость акций компании на разных этапах ее жизненного цикла. У каждой компании есть стадии жизни: она зарождается, начинает расти, в какой-то момент выходит на IPO (Прим.: Initial Public Offering, первая публичная продажа акций акционерного общества), становится зрелой и потом банкротится. Я анализировала, как влияет смерть одного из директоров компании на ее деятельность и эффективность. Мною были получены два основных вывода: если у директора есть опыт работы в индустрии и он умирает, для молодой компании это нанесет больший ущерб, чем для зрелой компании; в зависимости от того, на какой стадии развития находится компания, ей нужен разный состав совета директоров.
Что бы ты посоветовала поступающим на PhD? Насколько полезным оказалось поступать не на втором курсе, а через год?
Во-первых, все следует начинать заранее: например, сдавать экзамены летом, а не в октябре-ноябре, когда времени физически не хватает. Также надо заранее задумываться о рекомендациях. Для поступления на большинство PhD-программ по экономике нужны три рекомендации. Есть несколько вариантов их получить: обычно одну рекомендацию пишет твой научный руководитель, а другие ты получаешь за работу RA или TA. Чтобы рекомендация была хорошей, профессор должен тебя хорошо знать, поэтому получать ее только за «отличные» оценки – не лучший вариант. Во-вторых, нужно не бояться разговаривать с профессорами и со студентами, которые работают или учатся в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Это помогает определиться с выбором и понять, подходит ли тебе та атмосфера, которая есть в том вузе.
Что касается свободного года, я очень рада, что так сложилось, потому что мне было легче поступать, и у меня было больше времени, чтобы понять, чего я хочу. Я не отвлекалась на учебу, весь год я занималась преподаванием и исследовательской деятельностью. В университете ты находишься в условиях постоянной нагрузки, поэтому это была отличная возможность в спокойном режиме поработать с профессорами над теми проектами, которые мне интересны. Тем людям, которым не жалко потратить так год, данный опыт может быть полезным.
Какие у тебя профессиональные, карьерные планы?
Я надеюсь, что за время обучения на PhD мое желание заниматься академической карьерой только окрепнет, и я смогу стать профессором в европейском или американском вузе и продолжить исследовательскую деятельность. Мне бы также хотелось соединить в своей научной работе направления «Финансы» и «Health».
Что бы ты посоветовала поступающим?
Поступающим я бы посоветовала не бояться поступать. Многим кажется, что будет сложно. Да, будет сложно, но будет также и интересно. Хорошей идеей будет написать выпускникам или студентам, чтобы понять, насколько тебе подойдет выбранная программа – никто не откажет в помощи.
Больше о программах РЭШ вы можете узнать на Дне открытых дверей 22 июня в 17:00, который пройдет онлайн. Регистрируйтесь по ссылке.