• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Перед выпускниками Совбака открыты все пути», — Софья Хегай, BAE’2019, старший продюсер в креативном агентстве FMT.JETLAG


Одна из отличительных черт Совместной программы ВШЭ и РЭШ — это возможность формировать собственный образовательный трек благодаря большому количеству курсов по выбору. Это позволяет выпускникам строить успешную карьеру не только в сферах экономики, финансов, IT или консалтинга, но и выбирать нестандартные направления развития, как это сделала выпускница 2019 года Софья Хегай. Софья — старший продюсер в международном креативном агентстве FMT.JETLAG, преподаватель и создатель сообщества, объединяющего порядка 15 000 специалистов из креативной индустрии и смежных сфер. Мы узнали у нее, как она выбрала такой нестандартный путь, как полученные на Совбаке навыки помогают ей справляться с любыми профессиональными вызовами и задачами и почему абитуриентам стоит выбрать Совместную программу, даже если впоследствии они решат, что классический путь студента-экономиста — это не совсем то, чем они хотели бы заниматься.

Если вы хотите узнать больше об уникальной программе двух вузов-лидеров экономического образования в России, регистрируйтесь и подключайтесь к Онлайн-дню открытых дверей Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ 24 ноября в 11.00.

Почему ты выбрала Совбак и как поступила на программу?

Я поступила на Совбак в 2015 году, но выбрала его на год раньше. Уже в 10-м классе я знала, что хочу учиться именно на этой программе. На тот момент она была сравнительно новой, но уже имела блестящую репутацию — многие считали ее одной из лучших образовательных программ в стране. В качестве альтернативы я рассматривала МИЭФ — совместную программу ВШЭ и Лондонской школы экономики. Однако путь, который я прошла за 11-й класс, укрепил мою решимость идти на Совбак. 

За год до поступления я поставила себе цель занять призовое место во Всеросе (в мое время 90% студентов поступали на Совбак по Всероссийской олимпиаде школьников по экономике или по математике). В ходе подготовки я познакомилась с ребятами, которые рассматривали те же программы обучения, что и я. В итоге очень многие из них выбрали Совбак. Для этого было много причин, но самые существенные — это сильное сообщество и большая свобода в выборе курсов на программе и в выборе того, чем мы хотим заниматься.

Каким было твое обучение? Какие впечатления оно оставило? 

Обучение на все 100% соответствовало моим ожиданиям. Я шла на программу с четким пониманием того, что, скорее всего, не стану строить карьеру в экономике, но у меня будет возможность заниматься различными дисциплинами и расширять свой кругозор. Именно так и прошла моя учеба.

С первого по четвертый курс с каждым годом наша свобода в выборе образовательного трека увеличивалась. Мы могли брать все больше предметов по выбору. Благодаря этому я узнала про разные гуманитарные и социальные дисциплины, заинтересовалась искусством. Всё сложилось прекрасно — и предметы были те, которые мне нравились, и технические навыки я получила. Я очень благодарна программе. Сегодня приобретенные на Совбаке знания помогают мне, с одной стороны, структурировать свое мышление, а с другой — преодолевать любые трудности. 

Однако главным сокровищем РЭШ для меня стало сообщество. На мой взгляд, самое ценное, что вы получаете в университете — это именно нетворк, который дает возможность находиться среди талантливых единомышленников. 

Расскажи, как ты поняла, что хочешь заниматься продюсированием?

Классические треки ребят с экономическим образованием — это работа в инвестиционных банках, консалтинге, IT-компаниях и т.д. Мне было интересно узнавать об этих сферах, потому что это расширяет кругозор и позволяет понять, как работают те или иные бизнесы, структуры, экономические и социальные системы. В этом смысле обучение в РЭШ очень сильно помогло — я смогла познакомиться с разными индустриями. В том числе и заглянуть в тот мир, в который мне хотелось попасть больше. Я думаю, что обучение в РЭШ довольно сильно повлияло на то, где я сейчас нахожусь. 

Первый раз я задумалась о том, что хочу развиваться в более творческой индустрии, когда поехала на учебу по обмену в Прагу. В этом смысле Совбак тоже очень сильно мне помог — я получила стипендию Erasmus+, и мне не нужно было искать какое-то дополнительное финансирование. Полгода я существовала в абсолютно новом для себя мире, познакомилась с разными людьми, увидела, чем они занимаются. Думаю, именно тогда я поняла, что смогу развиваться не только в экономике или финансах, но и в других областях. 

Честно говоря, у меня никогда не было планов стать продюсером. Это получилось довольно случайно. Когда я окончила Совбак, мне, как и любому уважающему себя студенту, надо было искать работу в классических корпорациях. Но я этого не сделала. Я решила попробовать себя в чем-то, связанном сначала с кино, а потом и с видео в целом. Познакомилась с людьми из этой сферы, и меня это очень быстро затянуло.

По сути, я совершила некий дауншифтинг — полностью отказалась от всего, что было у меня за плечами. Я была уверена, что смогу во всем разобраться самостоятельно. Кроме того, мне кажется, окончание университета — лучшее время для экспериментов. Если бы тогда я начала строить карьеру в крупной корпорации, наверное, я бы уже не свернула с этого пути. Это был тот самый момент, когда надо было попробовать.

Каким был твой путь в продюсирование?

Во время обучения у меня еще не было достаточно уверенности, чтобы все бросить. Тогда я шла к «успешному успеху» по классическому пути — работала с венчурными фондами как фриланс-аналитик, помогала стартапам делать красивые питч-деки (англ. Pitch Deck — краткая презентация, которая помогает рассказать о бизнесе), чтобы поднимать инвестиции. Все это было интересно, но я понимала, что сама сфера мне не близка. Почти сразу после окончания вуза я попала в круговорот креативной индустрии и начала с работы ассистентом. Мне нужно было записывать за старшими коллегами, распечатывать бумаги, носить кофе и т.д. Всем было все равно, какой у меня диплом. Главное, что от меня требовалось, — хорошо выполнять свою работу. Для меня это была абсолютно новая сфера, и погружение заняло некоторое время. При этом на протяжении года я очень активно училась сама. И очень органическим путем мой эксперимент привел меня к тому, что я занялась собственными проектами. Они были очень экспериментальными, как и та компания, в которой я оказалась. FMT.JETLAG — это не классическое креативное агентство. Его основали люди, вышедшие из McKinsey & Company, Google и подобных компаний. 

Мои первые проекты позволили мне понять суть процесса. И уже через год-полтора я смогла использовать этот опыт в реализации более масштабных и более интересных инициатив.

Расскажи, что такое продюсирование и чем занимается продюсер?

В моей сфере под продюсированием подразумевается очень широкий спектр задач: от обычного менеджмента до поиска спонсоров и организации сложных оффлайн-активаций. Но дать однозначное определение этой профессии непросто. Продюсер — это менеджер в классическом представлении, который управляет людьми, процессами и ресурсами. Однако проекты у нас бывают очень разные: от производства видео, где у тебя может быть более 50 разных подчиненных, которых ты собрал специально для этой работы, до организации выставок и инсталляций; от онлайна до оффлайна, где тебе нужно знать все тонкости формата. Поэтому довольно сложно определить круг обязанностей такого специалиста. Я думаю, работа консультанта, от которой я убежала в свое время, на самом деле, очень похожа на работу продюсера. Мы взаимодействуем с разными индустриями, брендами, клиентами, артистами, музыкантами, художниками. Каждый раз нужно заново разбираться в чем-то новом. Поэтому, отвечая на вопрос, какие у меня ежедневные обязанности, могу сказать, что их просто нет. 

Сейчас, помимо ведения самих проектов, я также занимаюсь операционным менеджментом, в том числе запускаю новые направления в рамках нашей компании. 

В последние годы я также начала заниматься преподаванием. Это случилось само собой. Сначала я выступала с отдельными лекциями, а в этом году меня позвали делать целую программу в бакалавриате. Сейчас у меня официальный статус преподавателя на факультете креативных индустрий ВШЭ.

Какие навыки важны для тех, кто хочет развиваться в продюсировании, и можно ли получить их на Совбаке? 

В РЭШ я получила настолько хорошую базу, что мне сложно говорить про конкретные профессиональные навыки. Мне кажется, это что-то само собой разумеющееся. Но вообще взаимодействие с техническими инструментами, такими как Excel, базовое программирование или финансовый анализ, пригодятся в любой работе. 

Если говорить про более абстрактные навыки, которые помогут стать продюсером, я думаю, что это в первую очередь умение решать проблемы. Во время обучения на Совбаке мы получаем определенный склад ума. Кто-то может называть его аналитическим, но, на мой взгляд, это очень узкое понятие. Это склад ума людей, которые могут преодолевать любые трудности. На Совбаке с потрясающим преподавательским составом мы каждый год учились разными способами решать различные задачи. Умение изучить проблему, структурировать ее и понять, какие шаги нужно предпринять, чтобы идти дальше, я считаю ключевым не только для моей, но и для любой работы, требующей получения какого-то результата. 

Третья вещь, про которую мало говорят в вузах — это способность выстраивать коммуникацию с людьми вокруг. Во времена студенчества этот навык казался мне не таким важным. Казалось, что мы все умеем разговаривать и учиться тут нечему, но на самом деле существуют базовые принципы того, как понимать людей и как правильно структурировать свои мысли, чтобы понимали тебя.

Как ты думаешь, стоит ли абитуриентам поступать на Совбак, если они  не уверены, что захотят развиваться в экономике, или знают, что им интересна какая-то смежная область? 

Когда я поступала, у меня не было сомнений в том, что Совбак — лучшее место для меня. Сейчас я могу уверенно сказать: эта программа подходит не только тем, кто хочет развиваться в экономике, но и тем, кто ищет себя в смежных или даже совершенно иных областях.  

РЭШ качественно дает тебе все необходимые для жизни инструменты, начиная с образа мышления и технических навыков и заканчивая окружением. Я считаю, что сообщество — одно из самых главных преимуществ Совбака. Когда ты находишься в обществе очень талантливых, интересных людей с разным опытом — преподавателей, однокурсников, студентов старших курсов, ты становишься похожим на них. Это вдохновляет и мотивирует. Кроме того, ты всегда можешь рассчитывать на этих людей: с кем-то встретиться, пообщаться, спросить совет. И неважно, в какой области ты находишься.

В этом году мы с моим однокурсником и хорошим другом приезжали на выпускной Совместной программы, и нас попросили сказать небольшую речь. Самое главное, что мы сказали выпускникам, было то, что перед ними открыты все пути, независимо от того, выберут ли они классический трек студента-экономиста или какое-то нестандартное направление. Поэтому, если бы я давала совет абитуриентам, я бы сказала, что они точно не пожалеют, если выберут Совбак. 

Каким ты видишь свое будущее? Где бы ты хотела оказаться через пять лет? 

Это очень сложный вопрос, потому что индустрия меняется буквально каждый день, а мы все время пробуем что-то новое. Через пять лет я, наверное, хотела бы видеть себя в окружении большого сообщества. Помимо продюсирования и преподавательской деятельности, совместно с несколькими коллегами мы сделали онлайн-платформу, позволяющую людям знакомиться и быстрее погружаться в креативную индустрию. Сейчас наша основная площадка — это чат в Телеграме, в котором уже почти 15 тысяч человек. Это и те, кто только вчера начал интересоваться этой сферой, и те, кто работает в ней уже десятки лет. Благодаря нашему чату люди  могут задавать вопросы, делиться идеями, искать работу и единомышленников. Наверное, это сообщество — одно из ключевых направлений моего развития сейчас. Через пять лет мне было бы интересно построить развитую систему коммуникаций мирового масштаба, объединяющую людей из креативной индустрии и смежных сфер, в рамках которой будут реализовываться интересные социально и культурно значимые проекты.

490 человек прочитали эту новость, 19 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?