• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

РЭШ провела круглый стол «Вызовы цифровой экономики: борьба за таланты»


В здании Московской Биржи на Воздвиженке Центром карьеры и лидерства РЭШ был проведен круглый стол «Вызовы цифровой экономики: борьба за таланты» с участием представителей компаний BCG, Ward Hawell, Сбербанк, Сибур, Deloitte, McKinsey & Company, КПМГ, Google, Qmarketing и Агат.Роскосмос.

Мероприятие открыла проректор РЭШ Зарема Касабиева, представив Школу, ее достоинства и преимущества, старые и новые программы, портрет выпускников и проекты РЭШ в целом и Центра Карьеры в частности. Координатор Центра Юлия Красавина представила CV Book’2018, который высылается всем заинтересованным в найме выпускников и студентов РЭШ. Модерировала круглый стол директор Центра карьеры и лидерства РЭШ Светлана Волкова.

Сразу после выступления Заремы Касабиевой слово было передано Антону Степаненко – принципалу BCG и большому другу Школы. Антон рассказал о результатах большого исследования рынка труда, проведенного BCG. По словам Антона, с 90-х годов рынок труда в России не претерпел практически никаких изменений. Единственное отличие – рост занятости в бизнесе с 7% до 11%. По результатам развернутых интервью с более чем 70 исполнительными директорами и руководителями департаментов по работе с персоналом, лишь 2% работодателей занимаются развитием своих сотрудников, и это те отрасли, в которых наиболее сильна конкуренция. При этом около 80% водителей и охранников имеют диплом о высшем образовании, а 90% работников нуждаются в «доучивании и переучивании».

Два основных вывода, сделанных на основании исследования:

  • Ответственность за образование и развитие лежит на нас самих. Только в наших руках увеличить стоимость своего человеческого капитала.
  • Сейчас время HR-специалистов, привлечь и удержать таланты – их функция.

После этого слово было передано Ие Малаховой, вице-президенту, директору департамента финансов Сбербанка, выпускнице РЭШ (MAE’2006) и EMBA'2016, Бизнес-школы Бута Чикагского университета.

Ия сформулировала свои взгляды предельно четко и кратко: задача работодателя – получить с работника максимум по минимальной цене. Задача работника – оптимизировать свою траекторию.

Для этого, по мнению Ии, вам понадобится, из hard skills: умение работать с большими объемами информации, быстро ее обрабатывать и не терять эти навыки со временем. Зачастую, даже среди самых топовых выпускников, проблемой становится неумение работать в условиях неопределенности. Кроме этого, необходимо уметь хорошо писать, быстро считать и правильно говорить – структурировано и быть способным донести свою мысль до оппонента.

Из soft skills самым важным является прикладная социология: она помогает понять, как думают другие люди, и как вести с ними диалог. Из специфических навыков, без которых будет сложно в ближайшем будущем – необходимо следить за развитием IT, чтобы хотя бы понимать, как устроена архитектура. 

Тему усовершенствования рекрутинга продолжил коллега Ии по Сбербанку – Дмитрий Абрамов, руководитель Graduate-направления HR-блока Сбербанка, который рассказал о переменах, происходящих в hr-департаменте. Во-первых последнее время в Сбербанке практикуется ставить главами hr-подразделений людей из бизнес-департаментов, для оптимизации и увеличения эффективности их работы. Во-вторых – внедрение облачного сервиса Success factors, в котором уже обрабатывается 230 тыс. сотрудников и который позволяет гораздо четче и технологичнее работать с существующими и искать новых сотрудников. Что касается выпускников, главная проблема -  гэп между тем, чему учат в вузе и тем, чего ждут от выпускника работодатели – решается с помощью стажировок.

Напоследок, Дмитрий рассказал какими, как правило, взаимоисключающими, качествами должен обладать идеальный сотрудника по версии Германа Оскаровича Грефа:

  • Креативность и воображение
  • Системное мышление
  • Мастерство исполнения – умение завершать начатое. *

*только 0,04% сотрудников обладают всеми тремя качествами, по мнению Г.О. Грефа. 

На этом месте к составу выступающих присоединился Сергей Воробьев – руководитель Ward Hawell и член попечительского совета РЭШ, и слово было передано ему.

Сергей Ильич сразу приступил к освещению близкой ему темы - поиска и развития лидеров, и устроил мини-экзамен, забросав аудиторию вопросами. Сколько стадий у переговоров и в каком месте они заканчиваются? Сколько уровней умения слушать вы знаете? Что такое эмпатия? Какое бывает лидерство? Какие бывают стили лидерства? Сколько нужно развивать soft skills? Сколько человек оптимально должно быть в команде? Как выглядит формула оптимизации «сыгрывания» команды? В конце своего выступления Сергей Ильич рассказал свою версию тезиса «учиться, учиться и еще раз учиться» - это:

  • учиться изменяться, постоянно и с ускорением;
  • учиться научаться в течение всей жизни;
  • и не забывать периодически спускать в унитаз свои предыдущие знания.

Следующим слово взял Владимир Зимовцев, руководитель направления развития продаж компании Сибур. Он рассказал о внедрении новых технологий в Сибуре – об использовании дронов для контроля процесса строительства, об очках с виртуальной реальностью, в которых сотрудник, отправляясь на объект, где случилась поломка, может одновременно видеть инструкцию к оборудованию и выходить на связь с коллегами в Москве, чтобы получить консультацию по нужному вопросу. Также для прогноза цен используется big data. Главный тезис при освоении новых технологий – не застревай, иди дальше. А критерий успешности можно описать на следующем примере: если технологии внедрены успешно – гусеница превращается в бабочку. Если нет – она просто начинает быстрее бегать. 

Лев Радушин, HR-менеджер McKinsey & Company, рассказал, что он занимается брендингом работодателя. По его мнению, мы сейчас находимся в самом плохом месте демографической ямы и поэтому спрос на одного стажера со стороны компаний вырос в 4 раза, а качество претендентов в среднем упало – зачем сильно стараться, если лучшие компании все равно борются за тебя. Он также отметил, что нынешние соискатели теперь хотят гибкий график и личный комфорт, а зарплата ушла на 10-й план. Главная рекомендация HR-специалистам от Льва Радушина – делать стажировки парт-тайм, начиная со 2-го курса института. Боритесь за сотрудников!

Следующим выступал Дмитрий Стиран, Partner Manager в Google Telecom. Он расставил приоритеты среди качеств, необходимых для успешной работы в такой компании как Google следующим образом:

  • Способность решать нетривиальные задачи,
  • Постоянное обучение, нетворкинг
  • Коммуникативные навыки
  • Инициативность
  • Дух предпринимательства.

За выращенных успешных сотрудников компания должна бороться, чем компания может удерживать таланты?

  • Возможностью внедрять собственные инициативы
  • Возможностью перехода в другие подразделения компании.

Представители Big Four Алина Ягудина из группы по набору молодых специалистов КПМГ и Екатерина Виноградова, руководитель группы по подбору персонала и развитию бренда работодателя, отметили, что самый проседающий по их мнению soft skill у нынешних стажеров – это навык работы в команде. Поэтому их рекоменация ребятам – начинать проходить стажировку с лета 1-го курса и осени 2-го курса.

Следующий наш гость – Роман Виас, создатель маркетингового агентства Q-маркетинг и совладелец сервиса по уборке квартир Qlean, занимающего 3-е место в мире по количеству уборок. Роман столкнулся с тем, что качество знаний о маркетинге сейчас на рынке труда очень низкое, и ему проще набирать людей с нулевыми знаниями маркетинга, но с высокими soft skills, и затем их обучать.

Очень важный скилл – принимать решения в условиях неопределенности. В этом помогают брейнстормы, эффективность которых обуславливается соблюдением двух правил:

  • Должны быть люди из разных поколений: X, Y, Z и даже альфа
  • Отсутствие авторитета, все идеи равноправны.

Также в компании существует такое явление, как Q-менторство – любой сотрудник может встретиться с Романом и обсудить все, что его волнует.

Для успеха любого проекта нужны два человека:

  • Рок-н-ролльщик, который может рискнуть, договориться, сделать из нуля единицу.
  • Ботаник-зануда: структурированный человек.

Последним выступил старший менеджер по управлению проектами Агат.Роскосмос Алексей Долгов. Он рассказал о работе в компании Агат.Роскосмосе. Роскосмос – это ТВ, интернет, чипы и навигация, и это возможность делать карьеру, не уезжая. Это цифровые технологии, которые проникают во все сферы нашей жизни. И для развития всех этих направлений и расширения существующих границ привычной реальности коллегам Алексея нужны технические специалисты, те самые ботаники без soft skills.

После всех выступлений началась торжественная часть – вручение наград Best Company Award’2018. Студентка второго курса программы «Финансы, инвестиции, банки» РЭШ Дарья Волосова озвучила результаты анкетирования студентов и выпускников РЭШ и вручила памятные статуэтки представителям первых 15-ти компаний из списка всех компаний, выбранных голосовавшими. В опросе приняли участие 84 человека, среди которых представители всех программ РЭШ: студенты разных курсов и недавние выпускники. Из предложенных 115 компаний они выбрали 51 компанию, в которой хотели бы работать, проранжировав их с 1-го по 3-е место. 15 лидерам этого списка, идущим с большим отрывом от остальных, и были вручены награды. Результаты опроса и списки компаний-победителей можно увидеть в презентации.

Мы благодарны всем, кто нашел время и смог выступить, всем, кто пришел послушать – без вас это мероприятие не получилось бы таким увлекательным, ярким и познавательным. Также спасибо всем, кто сотрудничал с РЭШ все эти годы, мы благодарны и смотрим вперед с большим оптимизмом и надеждами на новые совместные проекты и мероприятия. И конечно же на успешное трудоустройство наших выпускников.

(с.) Центр карьеры и лидерства РЭШ

 

3007 человек прочитали эту новость, 0 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?