• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Большая часть экономической науки может быть изложена в четырех словах: “Люди реагируют на стимулы”»


О том, как с точки зрения экономической теории можно посмотреть на текущие события нашей действительности – от решений правительства, связанных с эпидемией коронавируса, до скупки гречки рассказал профессор РЭШ Андрей Бремзен 7 мая на лекции Лектория РЭШ.

Про выбор 

«Фактически вся экономическая теория – про то, каким образом люди выбирают и как им выбрать что-то, – говорит Андрей Бремзен. – Если вдруг окажется, что карантин убивает намного больше жизней, чем его отсутствие, то очевидно, куда двигаться дальше: ослаблять карантин, и, соответственно, наоборот. Нам нужно постоянно выбирать, и власти на всех уровнях вынуждены выбирать».

Людям приходится принимать решения, в которых каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Так, если бы сейчас оказалось, что у нас достаточно коек для больных коронавирусом, это бы означало, что все предыдущее время койки стояли без цели, а это перефинансирование здравоохранения. Важно понимать, что это результат когда-то сделанного выбора. В выборе оптимального решения могут помочь различные математические методы, в том числе теория игр. 

Про панику и гречку  

«Если надеть своего рода “экономические очки” и ответить на вопрос,  что мы понимаем под гречкой, то гречка – это углевод, самый дешевый источник энергии, если сравнивать с белками и жирами. Это привычный, недорогой сытный продукт. В других странах ажиотажного спроса на гречку нет», – сказал Андрей Бремзен. 

Повышенный спрос на гречку в марте этого года – это не паника, это просто сдвиг кривой спроса. Паника – это когда наши действия меняют картину не только со стороны спроса. «Под паникой я бы понимал скорее ситуацию в Москве в октябре 1941 года, когда после принятия постановления «Об эвакуации столицы СССР», предусматривавшего отъезд из Москвы правительства во главе со Сталиным, по Москве распространились слухи, что город сдают немцам. Имели место из ряда вон выходящие обстоятельства», – поясняет профессор. Сейчас же нет оснований полагать, что поставки гречки могли прекратиться из-за увеличения спроса. А ценовой механизм отлично может регулировать вопрос с резко возросшим спросом на товар.  

Про стимулы и простые решения

«Нельзя преувеличивать свою способность к управлению, увы, история дает нам много примеров», – заключает Андрей Бремзен. У нас есть окно возможностей, но главное не принимать чрезмерно сложные решения, например как с введением цифровых пропусков для поездки на общественном транспорте 15 апреля, из-за которого возникли очереди на входе в общественный транспорт в Москве. 

В текущей ситуации важно не только строить планы, но и пытаться предугадать, как поведут себя люди, реагируя на определенные решения и стимулы. И, конечно, важно учитывать, что люди будут менять свое поведение в зависимости от развития ситуации. Один из ярких примеров здесь – так называемый «эффект кобры», название которого связано с эпизодом из истории британской колониальной администрации в индийской столице Дели, когда с целью борьбы с кобрами чиновники предложили вознаграждение за каждую пойманную ядовитую змею.

После того, как поначалу количество диких кобр действительно пошло на спад, предприимчивые жители стали нарочно их разводить с целью получения вознаграждения, а когда в ответ на это поведение чиновники отменили денежные выплаты, выпустили ставших ненужными змей на улицы. Два раза в одном примере было допущено пренебрежение важнейшим тезисом, который лучше всех сформулировал экономист Стивен Ландсбург: «Большая часть экономической науки может быть изложена в четырех словах: «Люди реагируют на стимулы».

Видеозапись лекции можно посмотреть по ссылке здесь:

О других лекциях цикла «Экономика и жизнь» можно узнать тут.

2400 человек прочитали эту новость, 8 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?