• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Москве завершилась 2-я Международная конференция по экономике футбола

На конференции, которую 9-11 июля проводила Российская экономическая школа совместно с Высшей школой экономики при поддержке Центра стратегических разработок, выступили ведущие специалисты по экономике футбола


С 9 по 11 июля в Москве проходила 2-ая Международная научная конференция по экономике футбола. В этом году мероприятие было приурочено к Чемпионату мира и завершилось открытым круглым столом с участием организаторов соревнования, представителей ФИФА и иностранных футбольных менеджеров.

Конференция: ученые о футболе

Участники и гости конференции за три дня заслушали около 50 научных докладов, авторами которых стали как ведущие специалисты в сфере экономических исследований спорта из Гарварда, Лондонской школы экономики, Чикагского университета, Цюрихского университета и многих других научных центров, так и молодые ученые.

На открытии конференции 9 июля выступили профессор, ректор РЭШ Шломо Вебер и заместитель проректора, заведующий Научно-учебной лаборатории исследований спорта Высшей школы экономики Дмитрий Дагаев. Профессор Вебер напомнил, что конференция проводится второй раз и не теряет своей актуальности. «Экономика футбола становится все более популярным научным направлением. Спорт – многомиллионная индустрия, которая развивается очень быстро, поэтому экономисты должны уделять ей больше внимания», – сказал он.

В первый день конференции с ключевым докладом выступил профессор Цюрихского университета Эгон Франк. В своей лекции он подробно проанализировал политику финансовых ограничений для европейских клубов – «фейр-плей», которую УЕФА начала проводить в 2011 году. Это были меры по борьбе с чрезмерными тратами футбольных клубов (прежде всего, на трансферы и зарплаты футболистов-звезд), которые профессор Франк назвал «гонкой зомби». По мнению исследователя, политика УЕФА дала хорошие результаты.

Второй день конференции начался с пленарного доклада профессора Лондонской школы экономики Игнасио Паласиос-Уэрты. В своей лекции он рассказал о том, как поведенческая экономика может помочь в решении различных проблем, которые стоят перед спортивной индустрией. Например, как сделать послематчевые пенальти более справедливыми, потому что при традиционной схеме их проведения первая команда получает существенное преимущество.

В тот же день профессор университета Парижа 1 Пантеон-Сорбонна Владимир Андрефф сделал пленарный доклад, в котором охарактеризовал различные методы экономических манипуляций в спорте. Отдельно он остановился на коррупции, договорных матчах и допинге, предложив экономические способы борьбы с этими явлениями.

Последний день конференции 11 июля открыл профессор Городского университета Нью-Йорка Бранко Миланович. В своём пленарном докладе он остановился на том, как глобализация влияет на футбольную индустрию. С одной стороны, самые сильные игроки со всего мира собираются в небольшое количество элитных клубов, что ведет к увеличению разрыва в их уровне. С другой стороны, сильные игроки из бедных стран имеют возможность попасть в большие клубы, научиться играть и вернуться в национальные сборные. В итоге разница в качестве игры национальных сборных, напротив, снижается.

 

Круглый стол: организаторы Чемпионата о его последствиях

В последний день конференции, 11 июля, состоялся открытый круглый стол «Эффективное экономическое развитие регионов после ЧМ-2018» РЭШ и ВШЭ, организованный при поддержке Центра стратегических разработок. Его участниками стали 12 человек – организаторы чемпионата, футбольные менеджеры из России и других стран, ученые-экономисты, специалисты медиарынка, бывшие футболисты. Вел круглый стол профессор и ректор РЭШ Шломо Вебер.

Председатель АНО «Организационный комитет «Россия-2018» и председатель совета директоров РЭШ Аркадий Дворкович подчеркнул укрепление международных позиций хозяйки чемпионата. «Имидж России приблизился к тому, какая наша страна на самом деле. Хотя мы знаем наши проблемы, в том числе и в экономике», – отметил он. По словам Дворковича, на чемпионате в России был опробован целый ряд важных нововведений – новая транспортная система, система Fan-ID, система видеопомощи арбитрам и ряд других изменений.

Колин Смит, директор департамента ФИФА по проведению соревнований и мероприятий, высоко оценил организацию чемпионата, сказав, что получил позитивные отзывы и от команд-участников, и от болельщиков. Всего были реализованы 2,7 млн билетов, причем посещаемость матчей составила почти 100%. 46% болельщиков из России, другие страны, откуда приехало большинство гостей – США, Германия и Бразилия.

По словам Алексея Сорокина, председателя, генерального директора Организационного комитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу «Россия-2018», ЧМ превзошел ожидания как по числу посетителей фанзоны (которое приближается к 7 млн), так и по числу иностранных гостей. Кроме того, в процессе подготовки к мундиалю была создана инфраструктура, которая будет способствовать развитию спортивной культуры в России. Например, построены 95 небольших тренировочных стадионов, которые затем будут переданы детским и юношеским спортивным школам. Подготовлен план «Наследие», в котором прописано, как каждый из объектов может использоваться после ЧМ. Однако то, как этот проект будет реализован, во многом будет зависеть от инициативы в регионах.

Профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин Сонин говорил о том, что 10-15 млрд долларов затрат на ЧМ – это маленькая цифра для экономики в целом, но она может оказаться очень значимой для футбольных клубов. «Огромная вовлеченность болельщиков, непропорциональная расходам, даже более важна для развития футбола в регионах и во всей стране в непосредственно материальном смысле, чем строительство стадионов и инфраструктуры», – подчеркнул Сонин. Основные доходы клубов – от продажи телевизионных прав, доходов в день игры и спонсорских контрактов – напрямую зависят от интереса и вовлеченности аудитории.  

Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки рассказала о том, как чемпионат мира помог заинтересовать спортом новую аудиторию – к примеру, за прошедший июнь по сравнению с прошлым (проведение Кубка конфедераций в 2017 году) доля женщин-зрителей старше 18 лет выросла почти в три раза, а в категории от 14 до 59 – более, чем в два. Успешное выступление российской сборной на чемпионате может привести к новым контрактам международных брендов для наших футболистов, а возможно, и к покупке иностранными компаниями прав на трансляцию внутренних российских соревнований. «В мире, где все переходят к отложенному просмотру… спорт становится единственным зрелищем, который люди хотят смотреть в прямом эфире», – подчеркнула Тина Канделаки.

О надеждах российских футбольных клубов после ЧМ-2018 говорили Наиль Измайлов, вице-президент ФК «Спартак» (Москва), и Теймураз Лепсая, генеральный директор ФК «Балтика» (Калининград). По их словам, инфраструктура, построенная к ЧМ, будет активно использоваться уже в июле, когда начнется чемпионат России. Однако главное – это само внимание к этому виду спорта. «Чемпионат мира привлек в футбол не целевую аудиторию, которую необходимо удержать. Давайте работать с этими людьми», – призвал Измайлов.

Сунил Гулати, экс-президент Федерации футбола США и один из авторов заявки на проведение ЧМ-2026 в США, Канаде и Мексике рассказал о том, какие уроки организаторы будущего чемпионата могут извлечь из российского опыта. Эмад аль-Маккави, директор по маркетингу и инвестициям ФК «Аль-Иттихад Кальба» (ОАЭ), также говорил о международном опыте.

Не обошлось на круглом столе и без непосредственных участников футбольных турниров, которые рассказали о своих впечатлениях от чемпионата – бывшего тренера «Челси» Авраама Гранта и экс-футболиста ФК «Арсенал», ФК «Шинник» и ФК «Томь» Валерия Катынсуса. Они делали прогнозы по потенциальным победителям ЧМ, объясняли стратегии поведения команд на серии пенальти и отвечали на другие практические вопросы аудитории.

РЭШ и ВШЭ благодарят за поддержку конференции Центр стратегических разработок и инфопартнера конференции – международную информационную Группу «Интерфакс».

1044 человек прочитали эту новость, 4 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?