• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Константин Сонин прочитал в РЭШ лекцию «Российская экономика в 2018 году»


Прогноз

За последние 28 лет российская экономика, по мнению профессора, развивалась примерно так: сначала семь лет продолжался спад, потом восемь лет наблюдался рост, а последние тринадцать лет происходит стагнация. Сейчас среднегодовые темпы роста – чуть выше 1,5% в год. «Это очень мало для такой страны, как Россия, – уверен Константин Сонин. – У таких режимов, как на данный момент в России, высокая устойчивость, но она же – и высокая сопротивляемость изменениям. Если не будет радикальных реформ – будет продолжаться стагнация. Это, в сущности, не так плохо, но это хуже, чем могло бы быть без нее». По прогнозам Минфина, Центрального банка России (ЦБ РФ) и Международного Валютного Фонда в ближайшие 10-15 лет Россия будет расти такими же темпами – примерно на 1,5% в год (что ниже ожидаемых среднемировых темпов).

Долгосрочное развитие

Константин Сонин также отметил важность долгосрочного экономического роста: необходимо думать о постоянном росте на годы вперед. По его мнению, долгосрочные темпы роста – это очень «жестокая» вещь: «Можно оказаться в совершенно другой точке, и сделать это абсолютно незаметно для себя», – уверен профессор. Самый яркий пример здесь: сравнение роста экономик Аргентины и Швеции за последние сто с небольшим лет. В начале XX века обе страны были примерно одинаковыми как по уровню экономического развития, так и по среднему подушевому доходу. Обе страны фактически никак не участвовали в последовавших мировых войнах, а их среднегодовые темпы роста различались очень мало (примерно на 1%). Однако, век спустя, результаты получились совершенно разные. Фактически, страны закончили ХХ век в двух разных мирах: Швеция стала богатой страной, а Аргентина находится в третьем мире. Этот пример показывает, как политическое устройство и уровень развития институтов сказывается на экономическом развитии: Швеция на протяжении всего этого времени стабильно двигалась в сторону демократии. В Аргентине прошло много выборов, но также было много военных переворотов. 

Экономические институты

К основным институтам, которые создают правильные стимулы для развития людей и фирм, Константин Сонин относит работу органов законодательной власти и законов, работу регуляторов и «силовиков» (судебных приставов, уголовной полиции и тд.)

«Россия должна расти быстрее, но есть что-то, что объясняет то, что рост не происходит быстро, – говорит Сонин. – Если наложить графики ВВП на душу населения России и Южной Кореи с разницей в 11 лет (начиная с 1991 года), то они будут очень похожи друг на друга. Однако [в отличие от Южной Кореи после 1997 года], российская экономика [после 2008 года] стагнирует. Причина – низкое качество институтов».

Профессор уверен, что даже при наличии хороших законов, если «силовики» работают плохо – это в итоге будет сказываться на всей экономике. Кроме того, в России очень высокий уровень коррупции: берется не только больше взяток, но и к этому лучше относятся, чем во многих других странах. «К моему удивлению, в нашей стране воспринимается как должное, что все министры и мэры городов – очень богатые люди, хотя это нетипично не только для Европы, но и для стран Латинской Америки». В итоге – высокие риски для бизнеса, дискриминация небольших фирм и сложность входа на рынок. «Однако основные последствия от коррупции, это даже не сами взятки. Проблема в следующем: чтобы взять большую взятку, надо создать локальную монополию, и таким образом создается неэффективность из-за непроданных и непроизведенных товаров», – объясняет Константин Сонин.

Необходимость реформ

По мнению Константина Сонина, для развития экономики России нужны фундаментальные реформы, например, повышение эффективности полиции: «Если бы ее работа была более качественной, это сильно помогло бы всей экономике. У нас очень много частной охраны. Это значит, что полиция не оказывает достаточно услуг по безопасности, и приходится нанимать дополнительных сотрудников, что снижает производительность труда». Профессор также уверен, что денежно-кредитная политика (ДКП) не сможет помочь с ростом экономики. «В 2018 году ЦБ РФ одержал полную победу над инфляцией: ее уровень составил 2,5%, при цели в 4%. Сложность в том, что механизм воздействия денежно-кредитной политики на экономическое развитие в следующем: если есть безработица и если есть незагруженные мощности, то политика обеспечивает приток новых денег, заставляет предпринимателей нанимать новую рабочую силу и загружать мощности. Специфика России такова, что у нас нет безработицы и нет незагруженных мощностей, чтобы ДКП могла помочь», – объясняет он.

В заключении Константин Сонин сказал, что в 2018 году российская экономика находится в устойчивом состоянии стагнации. Оно таково, что выйти из него не могут помочь ни денежная политика, ни небольшие бюджетные маневры. Принимается много неправильных решений, связанных, например, с ограничением продуктового импорта. Но главное, не проводятся необходимые реформы: нет движения ни в сторону приватизации, ни в сторону улучшения институтов.

2484 человек прочитали эту новость, 7 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?