• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое креативные индустрии сегодня?

Чем креативные стартапы будущего отличаются от стартапов прошлого, и как себя в этом направлении реализуют студенты Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ


Что такое креативные индустрии? На самом деле, у этого понятия довольно много определений. Например, Департамент цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта Великобритании еще в 1998 году составил список того, что можно отнести к таким индустриям: это реклама, архитектура, искусство и ремесла, рынки антиквариата, дизайн, мода, кино, видеоигры, музыкальный бизнес, театр, издательское дело, IT и т.д. Однако, так или иначе, креативная индустрия связана с творчеством.

Британское определение было создано на основе проанализированного ими австралийского отчета Creative Nation, выпущенного в 1994 году. Австралийцы пришли к выводу, что культура определяет профиль австралийской нации, и чем бы они ни занимались, они несут в себе этот профиль и транслируют культуру австралийского на весь мир. «Около 336 000 австралийцев заняты в секторах экономики, связанных с отраслями культуры. Культура создает добавленную стоимость, вносит существенный вклад в инновационный процесс, маркетинг и дизайн. Это символ нашего отношения к труду. Уровень нашей креативности определяет нашу способность адаптироваться к новым вызовам. Это не только ценный экспорт сам по себе, но и существенное дополнение к экспорту других товаров  – первая формальная культурная политика», – говорилось в отчете.

Также до середины 1990-х годов на Западе не измеряли вклад этого сектора в ВВП, не было стратегии развития – за исключением США. Там, в Кремниевой долине, креативные индустрии начали развиваться уже на рубеже 60-70-х годов. В Долине располагались одновременно и несколько университетов, и финансовые и юридические сервисы, которые позволяли реализовать идею от зарождения до выхода на рынок. Концентрация таких сервисов и людей способствовала постоянному обмену опытом и мнениями, что вело к развитию бизнеса. Государство, при этом, не мешало и создавало инфраструктуру: оно помогало налоговыми льготами, позволяло и поощряло открытие своего дела именно в этом месте. Собственно, и сам термин «Кремниевая долина» впервые использован в 1971 году журналистом Доном Хефлером, когда он начал публиковать серию статей под названием «Кремниевая долина США». Словосочетание происходит от использования кремния при производстве полупроводниковых приборов. Именно с этой индустрии началась история Долины как технологического центра.

В конечном счете определение креативных индустрий выросло из культурных индустрий и всего, что связано с созданием бизнеса за счет капитализации каких-то идей. «Но важно понимать, что Долина известна не стартапами, а именно скейлапами, то есть стартапами, которые очень быстро, за два-три года, очень успешно выходят на рынок. И Кремниевая долина славится инфраструктурой и концентрацией капитала и сервисов: финансовых и юридических, что и позволяет из стартапов сделать скейлапы. Скейлапов, которые выросли в Долине, больше всего», – объясняет проректор РЭШ по стратегическому развитию Максим Буев.

Сейчас, по словам Максима Буева, Долина трансформируется: появляется много финтех-стартапов, открывается бизнес, связанный с онлайн-образованием, а главное – запускаются проекты, которые напрямую не связаны с программным обеспечением: «Создаются программные продукты, которые могут быть очень простыми, но их комбинация и применение усложнилось. Например, это могут быть стартапы, связанные с медициной».

К примеру, выпускник РЭШ Антон Воробьев (BAE’2015) является одним из участников проекта Volta, где с помощью машинного обучения создается продукт, который позволяет заменить доктора. Компания, основанная тремя французскими врачами и специалистом по анализу данных, разрабатывает алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) для работы оперирующих кардиологов. Так, во время операции при наиболее распространенной, мерцательной аритмии, благодаря ИИ врач может снять электрическую активность сердца, и ИИ покажет, какая именно в сердце патология. Это увеличивает качество операций с 50 до 97%. Хирурги с небольшим опытом также могут проводить такие операции: искусственный интеллект подскажет направление движения во время операции. Свой проект Антон Воробьев представлял на конференции Silicon Valley Open Doors в Долине. Также Антон является сооснователем европейской компании Atis Partners, которая помогает стартапам развиваться в Западной Европе (выводить высокотехнологичные разработки на рынок, получать гранты и частное финансирование).

Антон уверен, что стартапы являются основным источником инноваций во многих индустриях, например, в здравоохранении. Часто именно маленьким компаниям удается создать креативную атмосферу работы в любой сфере деятельности, даже в здравоохранении и IT. «Как раз в такой атмосфере сегодня развиваются инновации. Мне кажется, по этой причине традиционно некреативные индустрии становятся креативными и привлекают лучшие мировые таланты. Именно в рамках таких компаний легче всего применить свои лучшие навыки и развиваться», – говорит он.

Другой выпускник РЭШ Александр Вученович (BAE’2016) стал соучредителем стартап-проекта intellectuale.ru – образовательной онлайн-платформы с курсами от лучших школ России для 8-11-классников. «Мы даем возможность школьникам со всей страны увеличить набор своих знаний, поступить в крутой университет или подготовиться к олимпиадам», – говорит Александр. Проект уже привлек 50 000 долларов, и у платформы более чем 100 клиентов. «У нас больше чем 100 000 просмотров контента на платформе. Сейчас занимаемся глобальным раундом инвестиций по привлечению полумиллиона долларов в проект», – добавляет он.

Бизнес Александр Вученович придумал еще во время учебы на Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ, когда подрабатывал преподаванием и подготовкой абитуриентов к олимпиаде. Вместе со своим другом (сейчас – соучредителем проекта Андреем Нурумовым) они долго обсуждали перспективу стартапа: «Взяли общий подход, выбрали различные индустрии и поняли, что в образовании у нас есть наиболее крупное сравнительное преимущество. В итоге, когда мы разрабатывали курс по экономике, матану, статистике, была стопроцентная утилизация всех полученных знаний в РЭШ, кстати. Ну и тема образования нам близка – ты делаешь социальный вклад и помогаешь людям, не имеющим возможности подготовиться, поступить в университет мечты».

Еще один онлайн-проект начал студент Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ Максим Чупилкин (BAE’2020) вместе со студентками Совбака Юлией Ратавниной и Алиной Гафановой, а также Екатериной Вашкинской из ВШЭ. Их проект Finamore – это стартап, который позволяет получить необходимые навыки для фрилансеров для того, чтобы они смогли устроиться на работу. «Мы платим участникам еженедельную стипендию, если человек проходит все обучение. Полгода он обучается и потом находит работу. И в течение двух лет далее участник платит нам 10-20% от дохода. Сейчас наша аудитория – это люди с инвалидностью», – рассказывает Максим Чупилкин.

Сам стартап, по словам Максима, родился из идеи научной статьи, которую ему нужно было написать в рамках учебы. «Наш проект с нуля сделать сложно, идея прибыльна только на большом масштабе, поэтому ее можно реализовать  с помощью большой организации, у которой есть деньги. Сейчас нам важен инкубатор для того, чтобы получить контакты инвесторов и специалистов, и, конечно, нам важны международные проекты, помогающие бизнесу», – говорит Максим Чупилкин.

О поездке команды РЭШ в Стэнфорд и Кремниевую долину, в которой принимали участие студенты Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ, можно почитать здесь.

 

Подробнее  о самой программе обучения – тут.

 

1050 человек прочитали эту новость, 1 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?