• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«За что вручают Нобелевскую премию по экономике?». Сергей Измалков о лауреатах 2019 года


В этому году Нобелевскую премию по экономике неожиданно получили Абиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер – за «экспериментальный подход к борьбе с глобальной бедностью». Неожиданно потому, что все трое ученых – моложе 60 лет, а Эстер и вовсе 46, что делает ее самым молодым обладателем премии Нобеля в этой категории и второй получившей ее женщиной. 

Процесс выбора победителя занимает год и разделяется на несколько этапов: 

  • Номинирование. Происходит только по приглашению (исключение – Нобелевская премия мира) и определяется Нобелевским комитетом;
  • отбор кандидатов (обычно – порядка 300 ученых);
  • подготовка отчета для Шведской королевской академии наук после оценки работ;
  • голосование и объявление победителя (октябрь) и торжественное вручение премии (декабрь).

Как определить, какие ученые-экономисты достойны стать кандидатами на получение Нобелевской премии?

  1. Фундаментальность и репутация научных работ. Исследования кандидатов должны быть заметны и обсуждаемы в научном мире.
  2. Революционность. Работы кандидатов должны иметь значение для науки в целом или продвигать новое направление в экономике.
  3. Цитирование. Количество цитирований – ключевой показатель в оценке научной деятельности. 
  4. Наличие других премий. Например, медали Джона Бейтса Кларка или приза Жан-Жака Лаффона.

Почему обладатели Нобелевской премии по экономике этого года обратили внимание на тему бедности? Бедность в развивающихся странах идет рука об руку с необразованностью, голодом и высокой смертностью и не идет ни в какое сравнение с бедностью в развитых странах. Неудивительно, что многие ученые-экономисты выбирают такую область исследований, как development economics (экономика развития). «На фоне того, что происходит в Индии, нет разницы между Россией, Америкой и Швейцарией», – отмечает Сергей Измалков. 

Вопрос глобальной бедности пытались решать самыми разными способами. Проблема в том, что самые очевидные решения не работают: не сильно помогает денежная помощь или обеспечение населения бедных стран едой, ресурсами и образованием. Лауреаты подошли к вопросу с научной точки зрения, большое внимание уделив «полевым» экспериментам и внешней валидности: повторению экспериментов в других местах, оценке кросс-эффектов и поведенческих эффектов и т.д. 

В первую очередь Абиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер обратили внимание на образование, как возможный способ снижения уровня бедности. Так, исследователи выяснили, что ни новые программы обучения, ни компьютеры, ни повышение зарплат учителям, ни бесплатная еда не работают: повлиять на стабильность посещения школы учителями и учениками таким образом можно, но на качестве образования это никак не отражается. Глубинная проблема в том, что родители, под влиянием этих стимулов отправляющие детей в школу, на самом деле не понимают ценности образования. «Как рекламировать образование в бедных странах?», – такой вопрос ставят исследователи перед наукой. 

Пристальное внимание было уделено и вопросу стимулирования учителей. Создавались ситуации, когда зарплата зависела от результатов тестов учеников, менялся тип контракта (замена долгосрочных контрактов краткосрочными, чтобы мотивировать учителей работать лучше, добиваясь нового контракта), обеспечивался локальный менеджмент (формирование школьных комитетов по контролю эффективности образования). Однако выяснилось, что учителя легко реагируют на стимулы в краткосрочной перспективе, но на качество образования в целом это опять же не влияет. 

Уделили внимание ученые и вопросам здоровья, новых технологий, гендерных различий и кредитных программ. Подробнее – в презентации профессора РЭШ Сергея Измалкова, прочитавшего лекцию о нобелевских лауреатах на Экономическом лектории РЭШ.

1439 человек прочитали эту новость, 6 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?