• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кристиан Шоппер: «Художник должен быть в каком-то смысле предпринимателем»


13 марта на Московской Бирже приглашенный профессор РЭШ Кристиан Шоппер рассказал о том, как функционирует рынок искусства и выгодно ли вкладываться в него сегодня.

Рынок искусства на данный момент – это примерно 60 млрд долларов. Больше всего продаж в США (около 42% по данным за 2018 год), Китае (21%) и Великобритании (20%).

Вот самые интересные факты о рынке искусства сегодня:

Арт-дилеры

  • Арт-дилеры составляют примерно половину от рынка искусства, а 5% дилеров в мире покрывают большую часть товарооборота. «Возникает вопрос, а я могу стать арт-дилером и заработать на этом? И следующий вопрос – смогу ли я получить на этот бизнес кредит в банке, – говорит Кристиан Шоппер. – Большинство дилеров испытывает недостаток в финансировании и возможности получения кредита».

Галереи

  • «Галереи – не очень прибыльный бизнес, несмотря на то, что есть вероятность заключения больших сделок», – объясняет профессор. У галерей сейчас много сложностей и с тем, как продавать искусство, и как его хранить. Развитие интернета снижает физический трафик, и для многих галерей это вызов. Растет количество частных, приватных сделок. Тем не менее, галереи на первичном рынке играют важную роль и выступают «инкубаторами» для перспективных художников на арт-рынке.
  • Галереи также играют важную роль тогда, когда художник представляет работу в первый раз. Обычно попытки автора произведения самостоятельно продать свою работу бывают провальными. По словам профессора, одной из функций галерей является, по сути, стабилизация цен на произведения искусства на данном этапе.
  • В 2017 году количество закрывающихся галерей превысило количество открывающихся. И сейчас финансовая ситуация становится все более сложной, настолько, что многие галереи стараются работать вместе. Кроме того, раньше галереи требовали права эксклюзивности от художника. А соотношение эксклюзивности и неэксклюзивности на рынке сейчас: 50х50. «Когда у вас нет эксклюзивных прав продажи, то художник может сказать вам "до свидания" и уйти в другое место, а вы теряете свои инвестиции», – объясняет Кристиан Шоппер.

Выставки

  • Количество выставок тоже снижается. Цена искусства становится очень высокой. И значительная часть выставок – это искусство, авторы которого родились после 1945 года.

Арт-ярмарки

  • А вот количество арт-ярмарок растет. Для дилеров они играют важную роль: 40% всех продаж дилеров приходится на арт-ярмарки. И они не про дорогое искусство: большинство сделок от 1 тыс. до 5 тыс. долларов.

Аукционы

  • Аукционные дома зарабатывают в основном на недорогих произведениях (большинство транзакций не больше 5 тыс. долларов). Больше всего торгуется послевоенное и современное искусство. После продажи, деньги за него придется ждать довольно долго – в той же Великобритании в среднем до двух месяцев.

Бэнкси

  • Если вы хотите купить искусство Бэнкси, вы можете зайти на сайт Pestcontroloffice, и узнать, можете ли вы купить что-нибудь (на данный момент – не можете). Однако раньше его работы, в том числе, продавались на сайте Picturesonwalls, пропагандирующем «антиэлитарность» искусства. По иронии судьбы, произведения искусства имели коммерческий успех, и сайт закрылся: «Несмотря на попытки фиксации цены, к сожалению, некоторые работы наших художников стали стоить десятки тысяч фунтов. И, не желая стать частью этого коммерческого художественного рынка, мы уходим», – говорится на сайте (больше о Бэнкси можно узнать из статьи Кристиан Шоппера в Forbes).

Художники и покупатели

  • На данный момент 20 ведущих деятелей искусства занимают около 50% рынка искусства. В первой тройке три американца Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Сай Твомбли. А среди модернистов и послевоенных художников Пабло Пикассо, Фу Баоши и Марк Шагал.
  • 86% людей, которые покупают искусство, его потом не продают. А большинство тех, кто потом готов пойти на сделку и продать произведение, делают это в течение шести месяцев.

 «Я считаю, что художник должен быть в каком-то смысле предпринимателем. Большинство успешных деятелей искусства – бизнесмены. Кроме того, искусство очень волатильная вещь, это высокорисковый актив. 99% – что вы не продадите произведение, которое купили. Это довольно сложно», – сказал приглашенный профессор РЭШ Кристиан Шоппер. 

С презентацией Кристиана Шоппера можно ознакомиться здесь.

Видеозапись лекции на английском языке тут.

1261 человек прочитали эту новость, 4 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?