• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В РЭШ нет случайных людей» – студент Школы о своем опыте поступления и учебы

Студент 3 курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Сайдаш Мифтахов рассказывает о том, как после окончания маленькой сельской школы ему удалось поступить в РЭШ, особенных однокурсниках, а также дает советы будущим студентам


Расскажи о том, что привело тебя к участию в олимпиадах по экономике.

Я родился в селе Уразаево в Татарстане, это небольшая деревня. У моей семьи собственное хозяйство: гектар обрабатываемой земли, коровы, индюки, цыплята и еще тридцать ульев. Всей работой приходилось заниматься вчетвером. В нашей сельской школе было немного учеников. Когда я поступил в первый класс, в школе учились около ста тридцати человек, а в одиннадцатом классе у нас было всего восемь учеников. Однако мне очень повезло, ведь в моей школе были совершенно особенные учителя, для которых преподавание было главным в жизни. Например, огромное влияние на меня оказал мой учитель труда Дамир Хайдарович Саматов. Он делал все возможное для развития своих учеников: помогал им определиться с выбором профессии, сопровождал в поездках на различные конкурсы, проводил занятия по финансовой грамотности, а главное, бесконечно поддерживал школьников в их устремлениях. Именно Дамир Хайдарович убедил меня участвовать в олимпиадах. Так, в десятом классе я оказался на олимпиаде по экономике. Изначально я не планировал заниматься именно этим предметом, но оказалось, что это очень интересно, поэтому я начал посвящать экономике все больше времени. В одиннадцатом классе я прошел на региональный этап Всероссийской олимпиады – в истории моей школы такого никогда не было.  А когда я узнал, что прошел и на всероссийский этап, то был просто в смятении. Ведь совсем скоро мне предстояла сдача ЕГЭ и нужно было готовиться к экзаменам. Однако я решил посвятить все свое время подготовке к финальному этапу олимпиады: за два месяца я потратил на это около пятисот часов. Кстати, на олимпиаде мне очень повезло с заданием. Во втором туре мне попалась задача по теории игр, аналогичную которой я как раз разбирал во время подготовки. За ее решение я набрал пятнадцать баллов из тридцати возможных, и в итоге стал одним из призеров. Я ни разу не пожалел, что решил заниматься олимпиадной экономикой!

До того, как увлечься экономикой, я планировал поступать на педагогический факультет Казанского федерального университета и изучать специальность преподавателя математики. У меня в школе довольно плохо объясняли этот предмет, и я хотел сам стать педагогом, чтобы научить математике детей. После победы на олимпиаде я задумался об экономическом образовании. Сначала я хотел пойти в КФУ, но после разговора с одним из студентов Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, я решил, что хочу учиться именно в РЭШ. 

Сложно ли было в начале учебы?

Да, в начале было непросто. Я приезжаю в Москву, и все идет совсем не так, как я планировал. Я не знаю никого ни в Москве, ни в общежитии (мне повезло, что поселили с однокурсником) и плохо говорю по-русски (все-таки мой родной язык – татарский). Но мне опять очень повезло – освоиться в новой обстановке мне помогли мои однокурсники. Мы быстро познакомились и подружились. Кажется, как будто эти пятьдесят человек стали моей новой семьей, и теперь я чувствую себя в Школе не менее комфортно, чем когда-то в школе в классе из восьми ребят. 

Уже через пару месяцев после начала учебы я смог полностью адаптироваться к новым условиям и перестал испытывать проблемы при общении на русском. Правда, сначала у меня были сложности с математическими дисциплинами, но мои однокурсники помогли мне и в этом: мы вместе выполняли домашние задания, они объясняли мне материал в случае необходимости. Благодаря такой поддержке я смог быстро восполнить недостающие знания и догнал тех, у кого была хорошая подготовка. Сейчас я стараюсь брать больше математических курсов, потому что мне это очень интересно. Я даже стал «грейдером» математического анализа у второго курса,  то есть проверяю и оцениваю домашние работы студентов младших курсов. 

Мне очень нравятся люди, с которыми мне посчастливилось встретиться в Школе. Я рад, что познакомился с такими талантливыми и образованными ребятами. Вообще, я стараюсь в любом человеке найти что-то, что он знает или умеет лучше меня, и поучиться у него этому. 

Ты уже работаешь?

Да, я решил начать работать на втором курсе. Мне хотелось и учиться, и развиваться в карьерном плане, поэтому я выбрал вакансию Московского клуба управляющих хедж-фондами, предполагающую неполный рабочий день. Объявление об этой позиции я увидел в карьерной рассылке РЭШ. Эта работа идеальна для меня: здесь я получаю новые знания каждый день, знакомлюсь с интересными людьми и при этом могу полноценно учиться. 

Студенты моей программы в основном делятся на две группы: одни планируют развиваться в академической сфере, другие хотели бы достичь успеха в бизнес-секторе. Я не стремлюсь поступать на PhD, но и серьезных карьерных планов пока не строю. На мой взгляд, Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ открывает уникальные возможности для образования, развития кругозора и самосовершенствования, и я не хочу упускать этот шанс. Я хочу получить как можно больше новых знаний в процессе учебы и стараюсь не ограничивать себя каким-то одним направлением.

Недавно я понял, насколько уникальность твоих навыков и опыта важна для успеха. Людям интересно в первую очередь необычное, а не только наличие классических для твоей профессии знаний. Когда я был школьником, мне казалось, что нужно стараться быть таким, как все, но сейчас я пришел к выводу, что нужно идти туда, где никто еще не был. Именно так можно достичь успеха и получить максимум возможного в профессии. 

Что ты порекомендуешь нынешним и будущим студентам Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ?

Во-первых, большого внимания заслуживает Менторская программа РЭШ. Я начал участвовать в ней только недавно, но советую всем первокурсникам присоединиться. Благодаря программе можно заметно расширить свой круг общения, получить полезные советы от опытных людей. Например, мой ментор – один из первых выпускников Совместной программы бакалавриата – очень помогает мне в учебе своими рекомендациями, а также по другим различным вопросам. 

Во-вторых, как можно больше общайтесь с однокурсниками. На нашей программе учатся студенты из разных уголков России, каждый со своей историей и опытом. От каждого можно узнать много нового и интересного, полезного для карьеры и жизни, а главное, так вы найдете новых друзей. Помните, что вокруг вас люди, готовые вам помочь, а вы в свою очередь можете быть полезны другим. В РЭШ очень строгий отбор студентов – поэтому здесь нет случайных людей.

В-третьих, старайтесь взять от учебы максимум возможного. Особое преимущество Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ состоит в ее фундаментальном характере. Разносторонние знания и навыки, которые получают студенты, можно сравнить со скелетом, на котором можно нарастить любые мышцы. Студентов готовят как «универсальных солдат», способных к выполнению любых задач. Здесь я познакомился с такими предметами, о которых раньше никогда не слышал. Например, на курсе нейронауки я узнал массу интересного о биологии – может быть, если бы мне так преподнесли этот предмет в школе, я бы решил стать биологом. Все наши преподаватели – блестящие профессионалы и их очень любят студенты. 

Еще один очень важный совет – нельзя забывать об отдыхе. Иначе можно «перегореть». Я действительно получаю удовольствие от всего, что делаю в рамках учебы, но в свободное время стараюсь заниматься другими активностями – например, я участвую в жизни татарского сообщества в Москве. Я принимал участие в разговорном Клубе на татарском, задействован в работе Совета молодежи при Представительстве республики Татарстан при Президенте России, а также занимаюсь футболом в «Вышке». Еще для меня очень важно общение с друзьями и новыми людьми – это тоже отдых и возможность на время забыть о проблемах.

Какие у тебя планы на будущее?

Скорее всего, я пойду в магистратуру РЭШ, сейчас выбираю между программами Магистр экономики (MAE) и «Экономика и анализ данных». Я не хочу уезжать из России: на мой взгляд, уровень обучения в РЭШ ничуть не ниже, чем у большинства западных магистратур. В целом я придерживаюсь подхода «где родился – там и пригодился». В будущем, как только я увижу, что могу быть по-настоящему полезен, я планирую вернуться в Татарстан.

Раньше я собирался работать в сфере консалтинга, но потом я понял, что моя цель не в том, чтобы больше всех зарабатывать, а в том, чтобы делать то, что действительно нравится. Сейчас я размышляю о карьере на стыке математики и экономики, возможно, в области программирования. Скорее всего, летом пойду на стажировку в аналитическую компанию. Сейчас я ищу подходящие варианты. 

В чем особенность студентов РЭШ, на твой взгляд?

Я считаю, что студенты РЭШ абсолютно уникальны: программ подобного уровня в России больше нет. Помимо отличного экономического образования студенты приобретают не менее значимые компетенции – они развивают способность к критическому мышлению и soft skills, то есть умение общаться и выстраивать диалог с окружающими в любой ситуации. Все это  – залог успеха в профессиональном мире и личных отношениях.

 

Беседовала София Авраменко (BAE'2022)

1408 человек прочитали эту новость, 36 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?