• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«РЭШ – моя большая любовь!»

Выпускница РЭШ и Управляющий директор Учи.ру Екатерина Зотова (MAE’2013) рассказала о том, как полученное образование помогло ей найти свое призвание и построить карьеру в IT-стартапе, а также дает советы начинающим предпринимателям.


Где вы получили первое высшее образование?

Я закончила Московский физико-технический институт (МФТИ) по направлению «Прикладная математика и физика». В процессе учебы, примерно на третьем-четвертом курсе, я поняла, что сфера бизнеса и предпринимательства интересует меня больше, чем развитие научной карьеры. Думаю, что тот факт, что мои родители предприниматели, также не мог не повлиять на мой выбор профессиональной деятельности. Ближе к окончанию бакалавриата многие мои однокурсники стали задумываться о выборе магистерской программы для продолжения учебы, и некоторые выбрали РЭШ. Школа уже тогда была известна своими успешными выпускниками, первоклассным образованием и прекрасными возможностями нетворкинга. Я остановила свой выбор на Магистерской программе по экономике, так как она позволяла на базе моей математической подготовки получить профессиональные знания по экономике. 

Каковы ваши впечатления от учебы в РЭШ?

Магистратура РЭШ позволяет за два года получить серьезные знания по экономике. Например, я изучала дисциплины из области микро- и макроэкономики и финансов. Отдельно хотелось бы отметить курс профессора Андрея Бремзена по микроэкономике. У нас были очень живые, можно сказать, веселые занятия и нестандартные задания. Андрей очень интересно преподносит материал, приводит необычные примеры. Задачи, которые он дает студентам на экзаменах, также нельзя назвать привычными. К их решению невозможно подготовиться заранее, нельзя просто «набить руку» на работе с аналогичными заданиями. Найти подход к решению этих задач можно было только на самом экзамене, «либо тебя осеняет, либо нет». 

В целом для выполнения всех требований программы мне приходилось много времени посвящать учебе.  У меня не было цели занять высокие позиции в рейтинге успеваемости, но в темы, которые мне были по-настоящему интересны, я погружалась очень глубоко.  

Сейчас я по-прежнему поддерживаю отношения с бывшими однокурсниками: мы часто проводим встречи, и я стараюсь их не пропускать. Хотя иногда и не получается присутствовать из-за напряженного рабочего графика. 

Как вы попали в Учи.ру?

После окончания РЭШ я выбирала между двумя сферами инвестиционным банкингом и венчурной индустрией. Я остановилась на втором варианте, так как я считала, что венчурные инвестиции более динамичная область, которая быстро развивается и позволит мне применить оба моих образования на практике: и экономическое и фундаментальное (математика и физика). Для того, чтобы принять взвешенное решение о финансировании того или иного проекта, венчурный инвестор должен очень хорошо понимать, что представляет собой продукт, производимый той или иной компанией. При этом в работе приходится иметь дело с совершенно разными областями от IT до нефтепереработки. Для того, чтобы сориентироваться и профессионально оценить потенциал проекта, и необходимо физико-математическое образование, а также экспертиза по экономике. 

Мои обязанности заключались в поиске интересных стартапов на российском рынке и оценке их перспективности для венчурного инвестирования. Так я познакомилась с основателями Учи.ру. Компания тогда была в самом начале своего пути, в ней работали всего 5-10 человек, еще не было ни выручки, ни пользователей. По сути у коллег была одна лишь идея и самая первая версия продукта, в которые они верили. Мне очень понравился этот проект, и я рекомендовала финансировать его развитие. Но мои старшие коллеги по фонду не готовы были рассматривать проект на таком раннем этапе. Тем не менее я стала помогать команде Учи.ру развиваться и однажды окончательно перешла работать в эту компанию. Хотя я присоединилась к стартапу через два года после его старта, можно сказать, что я стала сооснователем Учи.ру, ведь по-настоящему продукт начал развиваться именно тогда. 

Как вам удалось создать такой интересный и востребованный образовательный проект?

Я думаю, что главное это найти хорошую идею. А дальше методом проб и ошибок ты начинаешь нащупывать путь, как можно воплотить ее в жизнь, а затем правильно монетизировать и продвигать на рынке. Именно так мы и действовали. Успех пришел к нам далеко не сразу. Мы пробовали разные варианты, ошибались и начинали все сначала. И однажды наступил момент, когда все получилось и наша идея «заработала». Поэтому я считаю, что основными составляющими успеха являются усердная работа и настоящая вера в продукт. Сейчас Учи.ру стабильно развивается, уже составлен план развития на следующие три-пять лет. При этом все модели монетизации, продвижения, варианты продуктов, которые мы сейчас используем и предлагаем, мы нашли методом проб и ошибок. Так что секрет успеха довольно прост – много работать и не бояться ошибаться.

Столкнулись ли вы с какими-либо сложностями при запуске онлайн-сервиса в России?

Нет, не могу этого сказать. Уровень развития российской IT-индустрии очень высок – мне кажется, он даже выше, чем в Европе. Конечно, нас заметно опережают США и Китай, но в целом эта отрасль в России вполне соответствует мировому уровню. Мне кажется, математика, программирование – все это «в генах» у россиян. Например, неспроста в России появился Яндекс, который занимает значительную долю рынка, тогда как в большинстве других стран доминирует американская поисковая система Google. 

Что касается Учи.ру, то мы развивались параллельно с индустрией. Мы не столько занимали российский рынок онлайн-образования, сколько формировали его. Ведь до появления наших продуктов в школах вообще не использовались образовательные онлайн-сервисы в массовом порядке. 

В чем, на ваш взгляд, заключаются основные преимущества онлайн-образования и как оно должно взаимодействовать с «классическим» офлайн-форматом?

Основное преимущество интернет-образования в его доступности в любое время и возможности индивидуализации. Дети могут заниматься тогда, когда им комфортно – и утром на уроке, и вечером после занятий, а главное, выбирать разные уровни сложности заданий в зависимости от своего уровня подготовки, личных склонностей к усвоению материала и т.д.

Я не думаю, что онлайн полностью вытеснит офлайн-программы, но безусловно роль digital-формата в общей структуре образовательного опыта будет расти. Например, раньше и soft skills, и hard skills было принято отрабатывать по классической «нецифровой» модели. Теперь же существует масса возможностей для получения профессиональных знаний и навыков в онлайн-среде. При этом  полноценное развитие soft skills невозможно без общения с преподавателем и сверстниками. Конечно, некоторые функции учителей будут уходить в прошлое. На данный момент сложно дать точный прогноз, как именно будет трансформироваться сфера образования, но очевидно, что изменения будут значительными. 

В чем специфика вашей образовательной онлайн-платформы?

Мы создаем образовательный контент для детей. Раньше в учебном процессе всегда присутствовал учитель, который, используя методический материал, транслировал информацию ученику. Сейчас мы имеем возможность предоставить ребенку такой материал, который можно изучать самостоятельно, один на один с компьютером, и двигаться по собственной образовательной траектории. 

При разработке учебных курсов мы как минимум охватываем образовательный стандарт, а также предлагаем дополнительные знания и навыки, необходимые ребенку в современном мире. Например, мы создали интерактивный курс по основам программирования для учеников 1-4 классов, еще не изучающих этот предмет в школе. Уже миллион наших пользователей смогли написать свои первые строчки кода и, возможно, кто-то из них в будущем решит стать программистом. 

В последнее время запускается все больше различных онлайн-курсов для школьников и студентов, но у них в десятки и даже сотни раз меньше пользователей. Кроме того, сейчас платформ, подобных Учи.ру, то есть предоставляющих образовательный контент, а не просто позволяющих проверить уровень знаний, на российском рынке нет. В целом мы всячески приветствуем появление новых игроков в нашем сегменте, так как это способствует собственному развитию. 

Сегодня интерактивные программы Учи.ру используются во многих российских школах на постоянной основе. Например, очень востребован наш курс по математике. Многие учителя работают по следующей схеме: четыре из пяти уроков математики в неделю проходят в стандартном формате, а пятый – в компьютерном классе, где каждый ребенок имеет возможность выбирать задания по своей индивидуальной образовательной траектории, соответствующие его потребностям и уровню подготовки. Мы все время совершенствуем наш продукт. Например, в 2018 году мы участвовали в подготовке школьников Кемеровской области к ОГЭ. Анализ результатов экзаменов показал, что в тех школах, где наш сервис использовался регулярно, снизилось количество «двоек» и выросло число «пятерок».

Раньше мы ориентировались в первую очередь на работу с массовой аудиторией школьников. Сейчас мы начали создавать и более специализированные продукты, которые учитывают потребности ребят, изучающих предметы на более высоком уровне. Например, в настоящее время наши методисты разрабатывают углубленный курс математики, позволяющий подготовиться к серьезным олимпиадам. Кстати, мы проводим и свои собственные международные онлайн-олимпиады. В них участвуют талантливые школьники из разных стран мира. 

Как вы выходили на зарубежные рынки?

Конечно, мы серьезно готовились и тщательно изучали каждый рынок, прежде чем принять решение о работе там. Мы опирались на маркетинговые исследования, но основной и самый главный источник информации для принятия решения – это длительная командировка в страну, где планируется работа, и взаимодействие с локальными стейкхолдерами. В то же время первый запуск продукта и сбор обратной связи на новом рынке – это не rocket science, главное – не бояться делать первые шаги и ошибаться. Но если ты работаешь в стартапе, то тебя мало, что сможет напугать. Зато каждая твоя рабочая задача – это увлекательное приключение. 

Учи.ру интересны страны, где много детей школьного возраста. Например, мы делаем первые шаги в Китае, где 250 млн школьников. Родители очень много внимания уделяют образованию своих детей и тратят на эти цели около 25-30% семейного бюджета – ведь конкуренция между школьниками огромна. Каждый в этой стране знает, что для того, чтобы изменить свою жизнь нужно много и усердно учиться, трудиться и осваивать новое, и поэтому не жалеет на учебу ни времени, ни сил, ни денег. Наверное, рынок образования в Китае развивается быстрее всех в мире. 

В целом у нас более 500 тыс. зарубежных пользователей, из них – 150 тыс. в США. При работе на глобальном уровне важно учитывать, что школьные программы в разных странах могут отличаться. Поэтому мы адаптируем наш продукт под каждый рынок, локальные образовательные стандарты и культурные особенности. 

Какие еще образовательные продукты вы планируете предложить российским школьникам?

Кроме создания специализированных углубленных курсов, мы расширяем линейку программ. Когда-то мы начинали с материалов только для младших классов школы, но сейчас по ряду предметов разрабатываем курсы с 1 по 11 класс. Кроме того, мы стремимся развивать направления, выходящие за рамки школьной программы, и помогать детям получить знания и навыки, необходимые в практической жизни. Например, недавно у нас появился курс по развитию soft skills. В целом, формируя стратегию на будущее, мы стремимся двигаться в одном направлении с российской школьной системой образования и плотно встроиться в нее. Один из актуальных трендов сейчас – это цифровизация. Команда Учи.ру совместно с учителями работает над созданием эффективных моделей внедрения технологий в образование. 

Давайте вернемся к РЭШ. Каковы ваши впечатления от студентов и выпускников Школы? Есть ли в вашей команде сотрудники из РЭШ?

Я очень тепло отношусь к выпускникам Школы и считаю, что это интеллигентные, талантливые и целеустремленные люди, имеющие четкие моральные ориентиры. Конечно, такие люди есть везде, но, на мой взгляд, именно в РЭШ их особенно много. Разумеется, я старалась приглашать своих однокурсников на работу в Учи.ру. Сейчас в компании работает около десяти выпускников РЭШ, самый юный из них недавно закончил Совместную программу по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ. В Учи.ру всегда рады новым коллегам из РЭШ. Школа – моя большая любовь!     

Екатерина Зотова, выпускница MAE’2013
Управляющий директор Учи.ру с 2020 г., СОО Учи.ру с 2014-2019, CEO Учи.ру с 2019 по 2020

Чт, 6 февраля 2020
1272 человек прочитали эту новость, 19 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?