• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студент РЭШ Виталий Пашкин: «Однажды я выбрал экономику для того, чтобы иметь широкие профессиональные возможности»

Студент 4 курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Виталий Пашкин (BAE’20) рассказывает про свой путь к призовым местам на Всероссийской олимпиаде школьников, преимуществах выбранной образовательной программы, работу в «Роскосмосе» и карьерных перспективах


Как ты попал в олимпиадную среду? Расскажи про свой опыт и мотивы.

Я начал заниматься олимпиадной математикой и физикой еще в Стерлитамаке (Башкирия), а потом попробовал себя на школьной олимпиаде по экономике и прошел на следующий этап. В десятом классе я принял участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экономике и астрономии. Мне были интересны оба направления, но рано или поздно нужно было принять решение, на чем сосредоточить дальнейшие усилия. Я выбрал экономику, ведь эти знания дают больше профессиональных возможностей в будущем. На Всероссийской олимпиаде мне рассказали о возможности учиться в Специализированном учебно-научном центре МГУ – школе-интернате имени А.Н. Колмогорова – все-таки, в Центре было намного больше ресурсов для развития, в том числе и для подготовки к олимпиадам, по сравнению с моим родным городом. Я поступил в СУНЦ, начал заниматься в Экономико-математической школе при МГУ, усиленно готовился. В результате в одиннадцатом классе я стал призером Всероссийской олимпиады школьников.

В целом время в старших классах школы очень много для меня значило. Например, я активно участвовал в выездных мероприятиях, знакомился с новыми людьми. С некоторыми из них я по-настоящему подружился, а потом многие стали моими однокурсниками в Российской экономической школе. Конечно, я занимался не только экономикой, но и другими предметами: математикой, физикой, астрономией. Я даже участвовал в олимпиадах и занимал призовые места. Но большую часть времени и усилий я посвятил именно экономической науке.

По каким критериям ты выбирал вуз для поступления?

Я делал выбор между Московским физико-техническим институтом (МФТИ) и Российской экономической школой. Мои друзья-олимпиадники много рассказывали мне про РЭШ, про Совместную программу по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ. Особенно привлекательной мне показалась система Liberal Arts (Учебная программа многопрофильного обучения. Предполагает, что студент параллельно изучает неблизкие дисциплины, например математику и философию, и самостоятельно может выбирать часть курсов для обучения). Кроме того, благодаря победе на олимпиаде по экономике я получил право поступить в РЭШ без экзаменов. Эти факторы в совокупности и определили мой выбор – я стал студентом РЭШ.

Мне кажется, я не смог бы изучать экономику в МГУ или каком-то другом университете. Я очень ценю то, как устроена система обучения в РЭШ. Здесь студенты имеют очень много свободы – могут выбирать часть учебных курсов и программ. Наши профессора охотно общаются с нами, всегда готовы поделиться опытом, помочь и поддержать. Например, сейчас я готовлю свою дипломную работу. Я могу обсудить вопросы по моей теме не только непосредственно с научным руководителем, но и с любым другим профессором. Каждый готов проконсультировать и дать ценный совет. Кроме того, мне нравится, что в РЭШ много молодых и открытых новому преподавателей, с которыми мне, как студенту, легко наладить диалог даже вне аудитории.

Расскажи про свою учебу на Совместной программе по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ. Что ты ценишь в ней больше всего?

Когда я поступил на «Совместный бакалавриат», я решил выбирать курсы сбалансированно – так, чтобы не было перевеса в сторону гуманитарных или математических дисциплин. Когда я только начинал учиться в Школе, я мало что знал о гуманитарном знании – например, о философии, истории искусств и т.п. Все-таки до этого я практически все свое время посвящал математике, физике и экономике. Я очень рад, что учеба открыла для меня эту новую область. Я был так впечатлен, что старался записаться на все, что мне интересно – от философии Горбатова до комбинаторики Райгородского (два прекрасных курса!). Хочется рассказать и о предмете «история искусств» – это просто невероятно! Слушать профессора Олега Воскобойникова очень интересно, он может увлечь своими лекциями даже тех, кто совсем ничего не понимает в искусстве. А сходить с ним в Третьяковскую галерею – это просто незабываемо и очень познавательно.

Хочется рассказать еще о двух замечательных курсах из математического блока – астрофизики и науки о данных. Что касается первого предмета, то учиться мне было довольно легко – ведь благодаря моим школьным занятиям я уже знал большую часть материала. Тем не менее курс не показался мне скучным или затянутым. Наоборот, профессор Петр Зверев великолепно работает со студентами. Как человек, неплохо разбирающийся в астрофизике, могу сказать, что его вводный курс сделан очень грамотно и интересно.

Кроме того, когда я принимал участие в программе обмена с зарубежными университетами, которая, кстати, доступна для любого студента бакалавриата, я познакомился с еще одним чудесным предметом – наукой о данных Ильи Щурова. Занятия были организованы в режиме удаленного доступа: все лекции и домашние задания размещались онлайн. Я нахожу такой формат работы очень удобным, а сам курс был крайне полезным для меня. За два месяца до окончания занятий я создал собственный проект – раньше я не мог даже представить себе, что у меня такое получится.

Мне настолько интересно учиться в РЭШ, что я часто посещаю «пары» как вольный слушатель, в том числе и те курсы, которые я уже проходил.

Как складываются твои отношения с другими студентами?

У меня очень хорошие отношения и с однокурсниками, и с ребятами старше и младше. На мой взгляд, система, позволяющая посещать одни и те же курсы студентам разных годов обучения, способствует созданию сильных социальных связей. За годы учебы у меня появилось много близких друзей с других курсов. Все мы учимся вместе, поэтому между нами не возникает никакого незримого разделения: «они старше, они умнее, они больше понимают». РЭШ учит общаться с людьми и старше, и младше себя на равных.

Я считаю, что в РЭШ есть своя уникальная культура – возможно, она сформировалась благодаря нашим академическим принципам.  Мне очень комфортно взаимодействовать с людьми, которые учатся или работают в РЭШ, мы отлично понимаем друг друга. Безусловно, я очень ценю это обстоятельство и благодарен Школе за это.

Расскажи о своем участии в программе обмена с зарубежными университетами?

Во втором семестре третьего курса я прошел обучение в Автономном Университете Мадрида. Большая часть курсов там показалась мне легкой. На мой взгляд, учиться в РЭШ сложнее. Тем не менее учеба в Мадриде – это отличный опыт. Я получил возможность послушать лекции зарубежных профессоров, зачастую имеющих отличное от знакомого мне видение многих тем. Например, я посещал курс по монетарной политике, содержание которого очень отличалось от аналогичного в Школе.  У нас на «Макроэкономике» нам рассказывали про теорию монетарной политики и о том, как она реализуется в России и США. На лекциях в Мадриде я узнал, как проводит монетарную политику Европейский Центральный Банк. В зарубежных университетах немного другие реалии – к этому надо приспособиться.

Я считаю, что, если такая возможность есть, нужно обязательно участвовать в программах обмена с иностранными вузами. Конечно, каждый определяет самостоятельно, сможет ли он приспособиться к жизни в другой стране и другой языковой среде, но, я советую не упускать такой шанс и не бояться покинуть на время Россию.

Почему ты решил начать работать еще во время учебы?

Я хотел попробовать свои знания на практике и подбирал подходящие варианты вакансий. Однажды в карьерной рассылке РЭШ я увидел объявление о стажировке в «Роскосмосе». Я решил откликнуться – ведь мне всегда нравилась астрономия. Начав работать, я быстро понял, что это мне подходит. Мне понравился коллектив и задачи, которые предстояло решать. Работать мне было не слишком сложно, но очень интересно. Я вполне могу совмещать учебу и профессиональную деятельность. Как студент, я работаю неполный день – только 20 часов в неделю. Это позволяет справляться с учебной программой и одновременно иметь время для построения карьеры.

Чем ты занимаешься в «Роскосмосе»?

Я работаю в Департаменте по повышению операционной эффективности – это подразделение внутреннего консалтинга Роскосмоса. Я вовлечен в проекты совершенно разных направлений. Некоторые из них требуют экономической подготовки, некоторые – знаний в области физики. Сейчас я участвую в создании стратегии для программы дистанционного зондирования Земли в части развития орбитальных группировок. Раньше я занимался проектами по повышению операционной эффективности компаний, входящих в корпорацию. Вместе с коллегами я посещал предприятия «Роскосмоса» и собирал данные, необходимые для программ по оптимизации деятельности.

В основном я, конечно, решаю экономические задачи, но мои знания по физике и астрономии тоже сильно мне помогают. Например, я очень быстро рассчитываю параметры орбит разных космических аппаратов: я понимаю, каковы ограничения для каждого из них, какую орбиту надо выбрать, какая должна быть масса и скорость. Такой «физический» бэкграунд позволяет мне хорошо ориентироваться в любом вопросе в рамках профессиональной деятельности. В моей команде есть и физики, и экономисты. Мой руководитель, например, выпускник «Вышки», а среди сотрудников многие закончили МГУ им. М.В. Ломоносова или МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Хватает ли времени на что-то еще, кроме учебы и работы?

Некоторое время назад я познакомился с Олегом Демидовым, выпускником MAE’08. Он создал несколько технологических стартапов. Один из них, Navigine, разрабатывает решения для навигации внутри помещений. В этом году Олег начал заниматься темой космоса и искал людей, компетентных в этой сфере. Мои друзья порекомендовали Олегу меня – так я стал участником проекта по созданию марсианской базы. Мы даже побывали в Лос-Анджелесе на финале конкурса Mars Colony Prize, где представили свой проект и заняли третье место (с финансированием поездки мне, кстати, помогла РЭШ). Сейчас мы занимаемся новой задачей – при помощи данных со спутников рассчитываем величину выбросов парников газов.

Каковы твои планы на будущее?

Однажды я решил изучать экономику для того, чтобы иметь много вариантов для выбора профессии. После получения диплома я планирую сделать годовой перерыв в учебе, работать и просто наслаждаться жизнью. За это время я надеюсь понять, чем мне хотелось бы заняться дальше. Я намерен продолжить образование, но я вряд ли пойду в магистратуру по экономической специальности. Мне интересны самые разные вещи: космическая отрасль, искусство, экология. Возможно, я буду поступать в магистратуру по экологии или буду изучать космический менеджмент – такая программа есть всего лишь в нескольких университетах в мире. Еще мне нравится области public policy и консалтинга – я мог бы представить себя разработчиком концепций экологической политики для государства или частных компаний или создавать стратегии космических проектов. Конечно, я очень хочу посмотреть мир и пожить в разных странах, но в целом я пока не строю конкретных и далекоидущих планов на будущее.

 

 

 

 

 

 

1052 человек прочитали эту новость, 1 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?