• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не просто олимпиада, а просветительский проект». Председатель методической комиссии Артем Липин о Школьном конкурсе РЭШ


XV международный школьный конкурс РЭШ (КРЭШ) – это уникальная олимпиада по экономике, которая не просто тестирует знания в данной области, но и выполняет роль просветительского проекта, призванного показать, как экономические процессы влияют на нашу жизнь. Популярность КРЭШ растет из года в год. О формате конкурса, его содержании и привилегиях для победителей и призеров рассказал Артем Липин, председатель Методической комиссии КРЭШ 2024-го года. 

Артем Липин – выпускник Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ (BAE’2022), студент исследовательской магистратуры по экономике университета Луис и Института экономики и финансов Эйнауди (Италия), ассистент исследователя в Массачусетском технологическом институте (MIT Sloan, США), куратор Конкурса РЭШ по экономике для школьников. 

– В чем заключаются ваши задачи? 

– Меня позвали в команду организаторов конкурса РЭШ в прошлом году. До этого я один раз проверял работы участников. Сейчас я курирую команду составителей: собираю задачи и смотрю, как можно сделать из них олимпиаду. Также я курирую работу жюри и апелляционной комиссии. 

– В чем уникальность конкурса РЭШ?

– Первая особенность КРЭШ в том, что мы стремимся охватывать как можно больше участников, включая тех, которые обучаются в обычных школах, где нет сильной олимпиадной экономики. Задания конкурса составлены таким образом, что предварительные знания экономики не нужны. Необходимо уверенное владение школьным курсом математики, здравый смысл, интуиция и желание разбираться в чем-то новом. В отличие от других олимпиад по экономике для школьников, КРЭШ не ставит перед собой целью тестирование знания фактов. 

Вторая особенность КРЭШ – это то, что конкурс проводится в заочной форме, во всяком случае, в этом году. Это означает, что у школьников нет двух-четырех часов, чтобы собраться, выложиться и все сделать. Конечно, хорошо, когда участники соревнуются в течение ограниченного времени, но есть спринтеры, а есть марафонцы. Мы скорее ориентируемся на марафонцев – тех, кому интереснее подольше посидеть, поразбираться, узнать что-то новое в процессе. 

Третье отличие КРЭШ от других олимпиад в том, что наш конкурс – это еще и просветительский проект. Мы ставим перед собой задачу делать просветительское мероприятие – в ходе олимпиады участник узнает что-то новое, знакомится с новыми темами. Ко многим заданиям я прикладываю ссылки на портал РЭШ GURU, где можно более подробно о чем-то узнать. Мы стараемся делать так, чтобы большинство заданий были доступны всем. Пространство для изучения нового найдется для каждого. 

Большинство олимпиад школьников рассчитаны скорее на одиннадцатиклассников, особенно если мы говорим про перечневые олимпиады. Мы же зовем участвовать в КРЭШ не только тех, кому в этом году поступать в вуз, но и учащихся более младших классов. Понятно, что какие-то задания для десятиклассников будут легче, чем для восьмиклассников. Это нормально. Поэтому в КРЭШ участники соревнуются в своей возрастной категории. 

Еще одна особенность КРЭШ в том, что, в отличие от многих других олимпиад, льготы, которые дает конкурс, не имеют критически важного значения. Атмосфера конкурса более комфортная. Важнее опыт участия, чем приз. 

– Задания для всех классов одинаковые или они все-таки различаются?

Задания для всех классов одинаковые. Мы рекомендуем участие в олимпиаде, начиная с 7-го класса. Можно ли участвовать в более раннем возрасте? Да. Есть задачи, которые основаны на рассуждениях и не требуют никакого знания математики. В олимпиадной экономике они традиционно называются качественными. Для таких задач возраст не столь принципиален.

Есть задачи, в которых требуется знание математики, при этом мы стремимся к тому, чтобы уровня 8-9 класса было достаточно для их решения. Кроме того, мы понимаем, что участник более младшего возраста не всегда сможет решить такую задачу. Поэтому итоги подводятся в рамках каждой возрастной параллели по отдельности – семиклассник соревнуется только с другими семиклассниками. 

– Могут ли участники из 7-9 классов получить дополнительные баллы и впоследствии использовать их при поступлении?  

– Результаты, полученные на конкурсе, действительны два года (в частности, от 6 до 8 дополнительных баллов при поступлении на Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ (Совбак)). С 7-го по 8-й класс — это тренировка. Участники более младших классов, во-первых, получают опыт, а во-вторых, победители и призеры все равно получают призы. В частности, для одного из победителей младшей возрастной категории разыгрывается путевка в ЛЭШ (Летнюю экономическую школу), что мне кажется ценным опытом.

– Как устроен процесс создания заданий? 

– Разные члены сообщества РЭШ, в основном, студенты и выпускники Совбака, присылают свои задания тому человеку, который является организатором в этом году. Дальше председатель комиссии (в этом году это я) собирает эти задания и выбирает из них те, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам конкурса. 

В КРЭШ есть три типа задач. Первый тип — это задачи, в которых какие-то жизненные феномены нужно объяснить с помощью экономической интуиции. В частности, в прошлом году участникам предлагалось подумать, почему у лоукостеров более яркие самолеты, чем у традиционных авиалиний, почему соцсети устроены так, что они поляризуют общество, почему на одних рынках скидки дают первым покупателям, а на других — последним. 

Второй тип задач – это те, в которых требуется знание математики. Но это не те задания, в которых нужно просто найти длину гипотенузы. Это задачи, в которых математика используется для того, чтобы объяснять какой-то жизненный феномен. Например, в прошлом году у нас была задача по адаптации классической экономической модели, в которой нужно было понять, при каких условиях людям выгодно вступать в брак, а при каких – нет, и почему люди женятся. 

Последний тип задач — это «задача-игра». Как правило, в каждом конкурсе РЭШ только одно такое задание. В нем принимают участие все конкурсанты сразу. Например, несколько лет назад была задача, в которой участникам предлагалось почувствовать себя таксистом. В разное время суток существует разный спрос на услуги водителя такси. Конечно, хотелось бы выбрать то время, в которое заработать можно побольше. Но, если это время выберут много разных участников конкурса, то заработать много не получится. В таких задачах требуется не только понять, что лучше для тебя, но и попытаться сделать лучший выбор с учетом того, как поведут себя остальные. Это то, что в экономике называется «стратегическое взаимодействие». В таких задачах нет очевидного правильного ответа. Мы даем участникам возможность немного поиграть. 

– Сколько и какие задания включаются в первый этап, что ждет участников во втором этапе? 

– Первый этап обычно включает от пяти до восьми заданий. Это те задания, которые я описывал раньше. При этом первый этап является основным – победители и призеры определяются на основе баллов первого этапа.

Второй этап, который мы ввели в этом году, – это в некотором смысле проверка. Он представляет собой не очень сложный тест по мотивам заданий первого этапа, в котором нужно набрать минимальное количество баллов. Участие во втором этапе оценивается по системе «зачет-незачет». Он позволяет нам убедиться в академической честности победителей и гарантировать участникам, что все призы и дипломы будут у тех, кто их действительно заслужил. На первом этапе конкурсантам на решение задач отводится целый месяц (в случае регистрации до начала конкурса – прим. ред.). Второй этап проходит с прокторингом и ограничен по времени.

– Сколько вопросов содержит тест второго этапа, сколько времени отводится на его решение?

– Второй этап проводится впервые, поэтому пока точно сказать не могу. Я не думаю, что это мероприятие займет больше двух часов. Всем участникам конкурса, которые в своей возрастной параллели войдут в 50% лучших в первом этапе, мы пришлем отдельное письмо со всей необходимой информацией.  

Все будет зависеть от того числа участников, которые пройдут во второй этап. Это «плавающее» число. Например, два года назад у нас было около 400 участников, а в прошлом году на конкурс было представлено около 700 работ. В итоге, в прошлом году мы проверили больше 4000 задач. 

Как руководителю методической комиссии, мне хочется, чтобы как можно больше людей знали о КРЭШ и участвовали в конкурсе. Поэтому в этом году мы приложили максимум усилий, чтобы привлечь в команду жюри как можно больше экспертов. При разработке второго этапа мы будем, в частности, исходить из того, сколько работ нам пришлют. 

– Как происходит оценка работ? 

Давайте смотреть на первый и на второй этапы. Первый этап – основной, поскольку на его основе определяются победители и призеры. При этом у нас есть команда, которая проверяет задания (обычно это студенты). Зачастую они занимались олимпиадной экономикой или очень хорошо учились на Совбаке и окончили его. Ребята распределяются на группы из нескольких человек и получают предварительные критерии оценки. Затем каждая группа проверяет только одно задание. При этом они могут добавлять новые критерии оценки работ.

Почему каждая группа проверяет только одну задачу? Чтобы обеспечить объективность. В данном случае каждый член жюри видит много решений одной и той же задачи и может оценивать ответы одинаково. То есть мы стремимся к тому, чтобы все участники находились в равных условиях. Для этого мы также ввели понятие анонимности. Проверяющий никогда не видит имени и фамилии участника и не знает, откуда он. Он видит только номер. Мы делаем все возможное, чтобы конкурс был насколько прозрачен, насколько это возможно.

– У каждой задачи есть определенный правильный ответ? 

– Есть изначальный ответ, который закладывали составители. В задачах, где надо посчитать, он более-менее четкий. В задачах, где надо порассуждать, зачастую мы закладываем не правильный ответ, а возможный правильный ответ. Довольно часто участники предлагают какие-то альтернативные решения, и часто это решения, которые получают максимальный или близкий к максимальному балл.

– То есть оригинальные решения поощряются? 

– Поощряются решения осмысленные. Иногда участники предлагают что-то, что составители изначально не закладывают. Мы стараемся это дописать в решениях. У нас много ярких, интересных участников. У них иногда рождаются классные идеи. 

– Вы сказали, что во второй тур проходит 50% лучших в каждой возрастной параллели. Как в таком случае определяется победитель? 

Победители и призеры в каждой возрастной параллели выбираются из числа тех, кто прошел два этапа и во втором набрал заранее определенный проходной балл. 

– Какое количество победителей и призеров КРЭШ было в прошлые годы?

У КРЭШ довольно много победителей. В прошлом году дипломы и памятные призы во всех возрастных параллелях получили около 90, а может быть, даже немного больше участников (всего было выдано 117 дипломов – прим. ред.).

Понятно, что большинство из них – это учащиеся 11-х классов. Но в этой возрастной категории и участников больше. Тем не менее, мы стараемся побольше привлекать и награждать тех, кто только начинает и учится сейчас в восьмых-девятых классах. В седьмом классе мы, честно говоря, более лояльны в оценке. Стараемся, чтобы там побольше была доля победителей и призеров. В одних и тех же рамках, но стараемся всячески привлекать юные умы. 

– Подают ли участники КРЭШ апелляции?

– Да. Какие-то мы рассматриваем и удовлетворяем, какие-то отклоняем. Понятно, что бывают ситуации, когда член жюри чего-то не увидел, где-то не досмотрел. Если участник считает, что балл выставлен неправильно, то он может заявить об этом. Единственное требование к апелляции – она должна быть обоснованной. Отмечу, что при выставлении балла мы стараемся дать какие-то комментарии, чтобы участнику было понятно, почему он получил ту или иную оценку. 

– Какие знания потребуются конкурсантам при решении задач?

– Мне кажется, что в некоторых в заданиях полезно уверенное владение школьным курсом математики. Но для решения задач конкурса важны не столько знания, сколько умения: способность грамотно формулировать свои мысли или построить логические цепочки. То есть те умения, которые школьные предметы помогают вырабатывать. Иногда какие-то знания могут быть полезны, но мы не составляем задания так, чтобы они требовали эти знания. Понятно, что если в задании спрашивается про то, как социальные сети поляризуют общество и почему это происходит, то, если вы что-то читали про социальные сети, вам, наверное, будет легче и интереснее.

Опять же, у участников есть месяц на решение задач [первого этапа]. К тому же, мы иногда оставляем ссылки на материалы GURU, которые могут быть полезны при решении. В них не содержится ответ, но они могут натолкнуть на какие-то мысли. В глобальном смысле, чем больше у вас кругозор, чем больше вы думаете о мире, рассуждаете, сомневаетесь в чем-то, чем больше вы задаете вопросов, тем легче вам понимать какие-то вещи. Быть любознательным, мне кажется, важный навык или талант, если это можно так сказать. Вот это мы и требуем.

– Как подготовиться к участию в КРЭШ?

– Мне кажется, что КРЭШ — это не та олимпиада, которой нужна отдельная целенаправленная подготовка, например, выполнение заданий прошлых лет. Вы можете их посмотреть, все они выложены. Я вот только недавно загружал на сайт iloveeconomics задания прошлого года с решениями. Это полезно. Но нет какого-то набора стандартных тем или учебников, которые мы требуем. 

Полезно уверенно владеть математикой. Полезно узнавать о мире, смотреть научно-популярные лекции по экономике и другим дисциплинам. Чем больше вы читаете, в частности, научно-популярную литературу, чем больше вы разного смотрите, тем вам легче. Я бы сказал, что это и есть целенаправленная подготовка.

– Как вы считаете, КРЭШ – это конкурс для кого? Кому вы порекомендуете участвовать в первую очередь?

Мне кажется, что конкурс РЭШ в первую очередь для тех, кто хочет глубже разбираться в проблемах. Мы во многом стараемся делать задания так, чтобы они подталкивали участника к тому, чтобы он посидел, подумал и поразмышлял. То есть КРЭШ – конкурс для тех, кто любит долгие размышления и научный поиск. Вторая группа участников – это те, кому интересны феномены реального мира и то, как их можно объяснять. Мы стараемся делать задания про то, как устроен мир вокруг.

Отмечу еще один аспект. Всех победителей и призеров по итогам конкурса традиционно приглашают на церемонию награждения. Она проводится в РЭШ: во время мероприятия школьникам обычно устраивают экскурсию по кампусу, показывают, как устроена Школа, проводят разные игры и т.д. Там очень весело. Мне кажется, это одна из самых хороших мотиваций, чтобы принять участие в конкурсе.

1390 человек прочитали эту новость, 6 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?